Подрядчики Смольного могут либо платить чиновникам откаты, либо стать меценатами, жертвуя «лишние» деньги городу. Такую схему борьбы с коррупцией предложил вице-губернатор Игорь Албин.
Смольный начинает масштабное наступление на коррупцию в комитете по строительству. Вместе с изменением структуры ведомству грозит «чистка» рядов и отмена практики авансирования подрядчиков. Самим игрокам рынка Смольный готов сделать креативное предложение: вместо уплаты откатов они смогут перечислять процент прибыли на развитие городской инфраструктуры.
Солнечное утро воскресенья сотрудники Фонда капстроительства и реконструкции, контролирующего городские стройки, встретили на площадке стадиона на Крестовском острове. Три десятка инженеров роптали и нервничали. Рабочий выходной для них стал сюрпризом, а внезапность сбора вряд ли предвещала хорошие новости.
Примерно в 8.15 к стадиону подъехал мотоцикл. Прибыл Игорь Албин, рассказывает один из участников совещания. Ступая по стройке в белых кроссовках, вице-губернатор повел сотрудников на экскурсию. Рабочих на площадке было немного, тишина и покой, описывает собеседник «Фонтанки». Вокруг — такой идеальный порядок и чистота, что обувь гида не теряла блеска.
Через час основной месседж стал понятен: стройка стадиона должна стать эталоном для всех городских соцобъектов. «Бардак и безответственность», – у вице-губернатора нашлись эпитеты к качеству строительства школ и детсадов, к ведению документации, к срокам ввода. Сотрудникам, оказавшимся «на прикормке у подрядных организаций», он пригрозил увольнениями и уголовными делами.
Сотрудникам фонда дали две недели на приведение других площадок в образцовый порядок и морально подготовили к грядущей зачистке. С октября изменится структура и штатное расписание Комстроя. Фонд будет вести всю работу с подрядчиками — от объявления конкурсов до приемки работ и строительного контроля. Самому комитету останется лишь организовывать его работу.
Куратор в деле обновления рядов уже найден. Это Юрий Тонков, 37-летний подполковник внутренней службы, дослужившийся до помощника главы окружного УВД в Москве. В полиции он как раз курировал кадровые вопросы. После отставки, в 2015-м, Юрий Тонков приобрел было долю Шолоховского льнозавода в Костромской области и местного охотхозяйства, но не прошло и года, как оказался в Смольном.
С коррупцией со стороны игроков рынка Игорь Албин решил бороться новым оружием — социальной ответственностью. «Чтобы уйти от этих поборов, взяток, откатов, губернатор пошел навстречу дорожным компаниям, которые выразили желание профинансировать строительство Яхтенного моста, чтобы создать этот объект к чемпионату мира по футболу и Кубку конфедераций, – заявил подчиненным Игорь Албин. – То же самое, возможно, будет со строительным комплексом. Мы предложим социальные обременения, сделаем их публичными, гласными и открытыми».
Впоследствии вице-губернатор объяснил «Фонтанке» – речь идет о финансировании некоммерческих организаций (АНО), работающих на улучшение городской инфраструктуры. «Вместо откатов мы бы взяли какую-то социально значимую тему. Например, приведение в порядок фасадов или дворов Петербурга, каблирование воздушных линий в исторической части города», – предложил Игорь Албин.
- Кто будет делать отчисления в АНО — уже работающие подрядчики или претенденты на контракт? – продолжила выяснять у вице-губернатора «Фонтанка».
– Это подрядчики, работающие на городском заказе. По опыту Яхтенного моста, получилось, что компании отдали 6% своей прибыли на этот объект. Это нормально, лучше, чем взятки по карманам чиновников.
- Получается несколько абсурдная схема — город платит подрядчикам за работу, а они потом 6% возвращают на все те же объекты города. Может быть, проще снизить стоимость тендеров?
– Это все дело сугубо добровольное. Мы ставим условие — если вы участвуете в этой АНО — ни одна живая душа не имеет права к вам подойти. Вы не должны никому давать взятки. Вы городу создаете новые объекты. В таких условиях коррупция экономически невозможна. Если подрядчик отдал на важный для города объект часть своей прибыли, это означает, у него нет возможности дать кому-то взятку.
- А без отчислений в некоммерческие фонды подрядчики разве не могут прийти к вам и заявить о вымогательстве?
– Могут, но, как говорил профессор философии права Трубецкой, «коррупция — это нормальная реакция нормальных людей на ненормальные обстоятельства». Бороться с коррупцией – это не мои полномочия. Я, к счастью, не управляю правоохранительной сферой. А вот выбивать экономическую, управленческую основу — это наша задача, и даже долг.
Новую для Петербурга схему Игорь Албин уже опробовал во время руководства Костромской областью. Получив контракт на строительство канализационного коллектора за 250 млн, ЗАО «Волгарь-1» согласилось подарить Костроме благоустроенную набережную еще на 25 млн, то есть добавило 10% к цене контракта.
Впрочем, это еще не все новшества, ожидающие подрядчиков. Смольный думает над тем, чтобы полностью отказаться от авансирования городских заказов. Пока что победители конкурсов получают сразу до 30% от годового бюджета стройки. Освоение денег часто затягивается, а иногда компании и вовсе исчезают с деньгами. За первые полгода 2016-го комитет выставил претензии и требования к банкам на 2,7 млрд рублей, а вернул в бюджет меньше 230 млн рублей.
Если авансирование отменят, компаниям придется вести строительство «на свои» и получать оплату только за выполненные работы. «Придут подрядчики, которые обладают персоналом, техникой и собственными средствами», – считает Игорь Албин.
Второй пункт — с 1 января 2017 года на конкурс будут выставлять объекты не только с проектной (стадия «П»), но и с рабочей документацией («РД»). Это растянет сроки стройки, но избавит Смольный от форс-мажоров с заменой материалов и решений в ходе строительства, удорожанием строек и некачественных инженерных проектов, считают в правительстве.
Игроки рынка, к которым обратилась «Фонтанка» с просьбой оценить инициативу Смольного, оставили ее без комментариев.
Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»