Читатели «Фонтанки», пришедшие в минувшие выходные полюбоваться разводкой мостов, сообщили в редакцию о необычном и непонятном объекте, следовавшем по реке в сторону Финского залива. С берега можно было наблюдать, как буксир тянул за собой баржу с чем-то большим, длинным и тяжелым. По словам очевидцев, издали груз весьма напоминал детали каких-то ракет или баллистических установок.
Как выяснила «Фонтанка», на самом деле эти гигантские конструкции, весом более 2 тыс. тонн, имеют чисто земное предназначение. По Неве перевозили оборудование для Омского нефтеперерабатывающего завода. Сейчас компания «Газпром нефть» строит там новый комплекс глубокой переработки нефти и установку замедленного коксования.
Перевезти детали таких размеров сухопутным путем или по воздуху невозможно. Поэтому решено осуществлять транспортировку по воде. Часть оборудования изготовили на «Волгограднефтемаше». Другую – на «Ижорских заводах». После прохода по Неве все оборудование будет перегружено на специальное судно, которому предстоит очень долгий путь. Его общая протяженность превышает 9 тысяч километров.
Вначале нужно пройти Балтийское, Северное и Норвежское моря. Потом – по Северному морскому пути дойти до Обской губы. А затем по Оби и Иртышу груз доставят в Омск. По плану уникальная логистическая операция должна финишировать в начале октября. Задерживаться нельзя. Можно попасть в ледовую ловушку. А это сорвет сроки других работ.
Второй этап масштабной модернизации Омского НПЗ начался в этом году, а завершиться должен в 2020-м. В результате через четыре года завод укрепит свои лидирующие позиции среди НПЗ страны по такому показателю, как глубина переработки нефти. И при этом дополнительно снизит на 28% воздействие на окружающую среду.