В полях под Петербургом вырос контур будущей платной трассы М11 Москва – Петербург. «Фонтанка» посмотрела, как турки, итальянцы, французы и русские сражаются с областными болотами.
С лета 2015 года консорциум «Магистраль двух столиц» строит между Петербургом и Новгородской областью два участка платной трассы М11. Основный ход будущей дороги уже хорошо виден при подлете к Пулково: широкая песчаная насыпь прорезает областные леса и поля. Сейчас работы выполнены на 25%. Пустить движение по 140-километровому отрезку нужно к чемпионату мира по футболу.
Консорциум «Магистраль двух столиц» принадлежит группе ВТБ и французской компании Vinci, которая является крупнейшим эксплуатантом платных дорог во Франции. Генеральным подрядчиком выступает турецко-итальянская компания ICA, которая ранее работала на строительстве нового терминала Пулково и сейчас заканчивает возведение центрального участка ЗСД. Многие турецкие специалисты живут в России уже много лет, сносно говорят по-русски, а на родине бывают наездами.
В 2014 году «Магистраль двух столиц» стала победителем концессионного конкурса, который проводила ГК «Автодор». Работы ведутся на участке от КАД до пересечения с существующей трассой М10 в Новгородской области, общая протяженность – около 140 километров. Участок условно разбит на два отрезка: от Петербурга до так называемой «бетонки» будет шестиполосным (8-й этап), далее до съезда на М10 – четырехполосным (7-й этап). Из-за обилия рек, железнодорожных веток и существующих дорог концессионеру придется построить свыше 60 искусственных дорожных сооружений – мостов, развязок и даже один тоннель.
Турки в основном отвечают за общее руководство стройкой, французы особенно пекутся об экологии и соблюдении условий труда. Значительную часть работ выполняют российские субподрядные организации. На отрезке, который находится ближе всего к нашему городу, их десять. Самой крупной и известной является «Возрождение», которое, например, строило в Петербурге Пироговский тоннель и недавно закончило расширение Петербургского шоссе в районе «Экспофорума». Также здесь можно заметить спецовки «А-проекта», принадлежащего семье бывшего замминистра финансов Дмитрия Панкина: когда-то «А-проект» начинал с текущего ремонта дорог, а сейчас достраивает за обанкротившимся «Мостостроем №6» пробивку Обводного канала. Работает здесь и осколок «Мостостроя №6» – компания «Мостоотряд №75». Любопытно, что другие крупные дорожные подрядчики – «Пилон» и «АБЗ-Дорстрой» – в строительстве скоростной трассы не участвуют.
Непосредственно строительные работы начались в июне 2015 года, спустя год выполнено порядка 25% всех объемов. Основной ход трассы уже виден с воздуха пассажирам самолетов, подлетающих к Петербургу. Она будет начинаться от КАД в районе Пулковского шоссе и далее следовать в сторону Пушкина вдоль Петербургского шоссе. Отсюда ее тянут в сторону Тосно, параллельно существующей дороге М10. Примыкание с последней будет сделано в Новгородской области, в районе Мясного Бора.
На некоторых отрезках уже даже уложен нижний слой асфальта: так, его можно заметить в полях в районе «Экспофорума», за мостом через Ижору южнее Пушкина. В жизнь большинства горожан скоростная трасса вторглась пока незаметно: в районе примыкания к КАД еще только ведется установка опор. Однако, как рассказал «Фонтанке» начальник отдела по контролю за организацией работ 8-го этапа Игорь Лавренко, в конце ноября начнется монтаж металлоконструкций, и тогда контур будущей развязки увидят все, кто пользуется Пулковским шоссе. Работами будет заниматься еще один субподрядчик турецко-итальянской ICA – московское АО «Трест Гидромонтаж»
Кроме того, все жители Пушкина и Павловска, которые добираются домой на электричке, могут наблюдать за строительством тоннеля под железной дорогой Варшавского направления в районе Петербургского шоссе. По проекту планировалось построить временные железнодорожные пути и пустить поезда в обход. Однако в итоге была выбрана другая технология: в грунт продавливают специальные трубчатые металлоконструкции, которые призваны удержать насыпь с путями. Работы по продавливанию начались в июне и закончатся к концу ноября. Все это время электрички будут притормаживать перед зоной строительства. «Во время производства работ ведется постоянный геодезический мониторинг за деформацией железнодорожной насыпи», – говорят в «Магистрали двух столиц».
Сергей Михайличенко
Дополнительные трудности создала и погода. Часть трассы и так строится на заболоченной территории Тосненского района и Новгородской области. Из-за извлечения торфов и слабых грунтов неизбежно нарушаются мелиоративные системы, стройка подтапливается, признал в разговоре с «Фонтанкой» Игорь Лавренко. Однако, по его словам, вместе с самой дорогой появится и система водоотведения, поэтому скоростная трасса вряд ли будет превращаться в подобие Советского проспекта в Рыбацком, который на время ливней стал односторонним.
Движение по платной трассе Москва – Петербург на всем ее протяжении будет пущено к чемпионату мира по футболу 2018 года. У петербуржцев и жителей южных пригородов будет три способа попасть на нее. Одно примыкание, как мы уже сказали, будет в районе КАД. Следующий съезд/заезд, по первоначальным планам, должен был появиться только на пересечении с «бетонкой» А120 в Ленинградской области. Однако в июле «Автодор» объявил конкурс по строительству дороги от продолжения Софийской улицы в районе Колпино до трассы М10 и далее к скоростной дороге Москва – Петербург. Стоимость работ составит 5 млрд рублей.
Стоимость проезда по петербургскому участку трассы будет определена позднее. Объявляя конкурс на заключение концессионного соглашения по 7-му и 8-му этапам строительства, «Автодор» указывал примерный тариф – максимум 2,6 рубля за 1 километр для легковых автомобилей. Однако речь идет о ставках в ценах 2012 года, когда один евро стоил около 40 рублей. С тех пор его стоимость выросла почти в два раза, а один из концессионеров – Vinci – в своих внутренних документах рассчитывал финансовую модель, естественно, именно в валюте ЕС.
Отметим, что Vinci также является партнером «Мостотреста» в «Северо-Западной концессионной компании», которая строила и сейчас эксплуатирует участок скоростной трассы от Москвы до Солнечногорска. Движение было пущено осенью 2015 года, стоимость по 40-километровому участку составила от 200 до 500 рублей в зависимости от времени суток, а от Москвы до Шереметьево водителям предложили добраться по цене от 100 до 250 рублей. В итоге трасса пустовала, а концессионера раскритиковал Владимир Путин. «Там никто не ездит, вздули цены так, что проехать невозможно», – сказал он. После чего тарифы оперативно снизили.
Седьмой и восьмой участки скоростной трассы обойдутся в 77 млрд рублей, из которых государство даст 57,6 млрд, а «Магистраль двух столиц» – 19 млрд. Инвесторы будут собирать плату в течение 27 лет, после чего петербургский участок передадут государству. При этом бюджет будет ежегодно компенсировать расходы на эксплуатацию – до 33 млрд рублей за весь период эксплуатации.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»