Командир всех участковых Московского района взял от арестованного, а ФСБ взяла его. Похоже, это лишь небольшая улика на месте бизнеса с квартирами одиноко умерших пенсионеров.
Сегодня, 25 августа, около 17 часов полковник полиции Засыпкин вышел из парадной на вверенной ему территории, но был остановлен оперативниками ФСБ Петербурга. Он навещал находящегося под домашним арестом знакомого, которого еще в прошлом году с поличным задержали его коллеги при оформлении чужой квартиры. Скорее всего, домоседу надоело изображать из себя мошенника-одиночку, да еще платить за покровительство. Его воспоминания могут повредить многим карьерам.
Подследственному Станиславу Барсукову все-таки 59 лет. И последние месяцев десять он находится под домашним арестом, где ему и прописали – у себя дома по Бассейной улице. Следователь УМВД Московского района уже передает в суд его дело, где обвинение касается волшебного обнаружения документов на квартиру скончавшийся пенсионерки и попытки переоформить ее квадратные метры на себя. Еще в прошлом году он пришел к нотариусу вместе с пожилой дамой и поддельным паспортом на нее. Тогда юрист засомневался и вызвал уголовный розыск. Заметим: после задержания Барсуков не назвал имени ни одного сотрудника, хотя и тогда было понятно, что без своего участкового здесь вряд ли обошлось. Барсуков опытный, ведь еще в 2001 году его привлекали за незаконное отчуждение собственности в Псковской области.
Полковнику полиции Валерию Засыпкину недавно исполнилось 48. Он очень долго проработал в МВД. В Московский район пришел из Центрального. Сегодня он – заместитель начальника полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности. Под его началом служба участковых. В том числе, он утверждает все материалы по очевидным происшествиям. А среди скончавшихся естественной смертью попадаются те, кто уходит без родственников. Соответственно, такая квартира должна стать государственной.
Кстати, в сентябре 2015 года Московский суд вынес обвинительный приговор подчиненным полковника Засыпкина – полицейским 33-го отдела Карагезову и Бурову, которые после смерти 86-летней женщины по похищенным из ее квартиры паспорту и сберкнижкам пытались снять почти миллион рублей.
По информации «Фонтанки», полковник 25 августа пришел к Барсукову не в первый раз. По версии Следственного комитета Петербурга (где уже подключились к оформлению события), они давно знакомы. И около месяца назад он уже получил 100 тысяч рублей, а неделю назад еще 200 тысяч от того же Барсукова – в той же квартире на Бассейной. Судя по всему, Барсуков давно сообщил оперативникам ФСБ о деликатных отношениях между ними, а свои встречи фиксировал на выданную ему технику. По крайней мере, это устоявшаяся практика.
Причем, насколько журналисты «Фонтанки» смогли понять, такие отношения между полковником и обвиняемым нельзя назвать адекватными. Ведь если они связаны в квартирных махинациях (плюс еще несколько участковых, без которых схема не работает) то, скорее, Барсуков должен был просить конверты за молчание.
Как бы там ни было, но сегодня, 25 августа, полковника задержали с третьим траншем, в 300 тысяч рублей. Транш он попытался скинуть при задержании, что и было снято оперативниками на видеокамеру.
Пока же только начались мероприятия – протоколирование изъятых меченных купюр, обыск в кабинете полковника Засыпкина, допросы.
Однако это еще не эпилог.
Барсуков в том преклонном возрасте, что если уж начал сотрудничать с ФСБ, то, скорее всего, между ними уже есть договоренности продолжить сделку. Так что не исключены новые эпизоды, а они уже могут коснуться не только одного из руководителей управления, но и нескольких участковых.
Вот тогда картина станет совсем неприятной. Вплоть до перспектив на организованное сообщество по системному изъятию пустых квартир.
Из подобной общей практики: наиболее распространенный способ мошенничества с квартирами тех умерших, у кого не осталось родственников, увязан с доступом к оригиналам документов и подделкой нотариальной доверенности. Известны случаи, когда участковые благодаря служебному положению входили в жилье, забирали гражданский паспорт покойника, кадастровый паспорт, ордер, договор соцнайма. На основе доверенности, якобы выписанной от владельца, квартиры приватизировались и выставлялись на продажу или оформлялись на знакомых. Доверенность освобождает от необходимости предъявлять нотариусу фактического владельца. Но имеется риск распознавания подделки.
Более изощренный метод подразумевает участие подставного лица. После смерти сотрудником полиции (как правило, участковым) может искусственно создаваться разрыв между фактической датой смерти и зарегистрированной. В этом интервале исполнитель роли владельца квартиры на основании настоящего паспорта (с вклеенной фотографией) совершает определенную сделку. Достаточно грубым, но тоже популярным, считается способ подделки завещаний. Они оформляются задним числом, квартиры впоследствии продаются добросовестным покупателям.
Кстати, такой схемой воспользовался недавно задержанный 55-летний петербуржец. Он жил по паспорту блокадника, умершего еще в 2011 году. В регистрационных актах покойный числился живым.
Евгений Вышенков, Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"