Мемориальному знаку в честь финского главнокомандующего грозят демонтажом идеологические противники Маннергейма. "Фонтанка" выяснила, почему это законно, но не произойдет.
Согласно действующему законодательству, мемориальную доску в честь российского и финского главнокомандующего Густава Карловича Маннергейма должны демонтировать до 8 сентября.
Этому предшествовали жалобы справедливоросса Алексея Ковалева и коммуниста Владимира Дмитриева. Однако, по данным "Фонтанки", в Смольном сделают все, чтобы найти лазейку в законе и избежать демонтажа важного для российских отношений с соседской страной знака.
Снять памятный знак Маннергейму с дома 22 по Захарьевской улице чиновники обязаны в связи с результатами проверки, проведенной администрацией Центрального района в начале августа. Приехавшие на место чиновники зафиксировали объект без правоустанавливающих документов и данных о его техническом обслуживании. Акт сотрудники администрации 8 августа направили в комитет по культуре и коммунисту Владимиру Дмитриеву, который настаивал на проверке.
Напомним, что памятная доска Маннергейму была открыта в середине июня. Ленточку перерезали глава администрации президента Сергей Иванов и министр культуры Владимир Мединский. Торжественную церемонию сопровождали крики «Позор!». "Я хочу сказать: не надо быть святее папы римского и не надо стараться быть бóльшим патриотом и коммунистом, чем Иосиф Виссарионович Сталин, который лично защитил Маннергейма, обеспечил его избрание и сохранение за ним поста президента Финляндии и умел к поверженному, но достойному противнику относиться с уважением", – отвечал на это министр Мединский.
После открытия знака его дважды обливали красной краской. Против активно выступали как коммунисты, так и эсеры. В частности, совет по мемориальным доскам при правительстве Санкт-Петербурга по предложению депутата ЗакСа Алексея Ковалева рассмотрел вопрос о законности размещения мемориальной доски Карлу Густаву Маннергейму и признал, что мемориал незаконен. Впрочем, тогда в комитете по культуре сообщили, что как ни парадоксально, но эта доска официально доской не является, а всего лишь представляет собой памятный знак, а значит это – не предмет городского ведения. Более того, знак висит на здании федерального подчинения – Военной академии материально-технического обеспечения, то есть опять же к Смольному отношения не имеет.
С самого начала городской комитет по культуре старался дистанцироваться от истории с Маннергеймом. "Дело в том, что это часть федеральной внешнеполитической повестки, доску повесили, чтобы показать Финляндии, что мы расположены к сотрудничеству. Поэтому принять решение о её снятии могут только в случае изменения этих отношений", – сообщил "Фонтанке" высокопоставленный чиновник.
По его данным, в ближайшее время, до 8 сентября, когда по закону чиновники должны отреагировать на обращение администрации Центрального района, в комитете по культуре найдут лазейку в законе. "По идее, доску должны снять, ведь поступил документ о том, что она висит незаконно, но комитету поставлена задача организовать такую ситуацию, при которой демонтаж был бы невозможен. Например, к моменту, когда уполномоченные сотрудники приедут ее демонтировать, доска окажется на реставрации", – добавил он.
Впрочем, если до 8 сентября в комитете по культуре и найдут способ не демонтировать памятный знак, то уже 14-го придётся искать новый довод.
По данным "Фонтанки", гражданин Павел Кузнецов подал иск в Смольнинский районный суд к правительству Санкт-Петербурга. Он просит признать незаконными действия по установке мемориальной доски К. Маннергейму и также требует демонтировать её. По словам адвоката истца Ильи Ремесло, его доверитель также юрист, но в данном случае он выступает как активный горожанин: "Оба его деда воевали, и он возмущён, что в городе появилась мемориальная доска столь неоднозначному герою того времени".
Ксения Клочкова, Татьяна Востроилова, "Фонтанка.ру"