Граффити с изображением прапорщика Задова просуществовали полгода. Сколько отмерено его соседке по программе «Осторожно, модерн!» Зинаиде Тракторенко — решит судьба и администрация Центрального района. За «симметричный ответ» на уничтожение рисунка художника увезли в полицию.
11 сентября прапорщика Задова на Синопской набережной закрасили по предписанию администрации Центрального района. Так чиновники отреагировали на жалобу инициативного гражданина Дмитрия Цветкова. По мнению администрации, это нарушение наружного оформления фасада, а потому подлежит закрашиванию. Но художники не сдаются. Теперь на том же месте появляется новый рисунок — соседка Задова Зинаида Тракторенко в исполнении того же Дмитрия Нагиева.
– А кто это? – с акцентом спрашивает гастарбайтер в потертых трениках, сощуренно взирая на портрет.
– Это соседка прапорщика Задова! – отвечает один из журналистов, которых здесь собралось в какой-то момент чуть ли не десяток.
– А-а-а... – недоуменно протягивает гастарбайтер.
Соседку Задова помнят немногие. Только редкие прохожие, присмотревшись, восклицают: «Да это же Нагиев!» – и радостно фотографируются на фоне. В целом граждане реагируют добродушно: фотографируют, смеются, интересуются.
Рисовать осталось совсем немного — портрет почти закончен, и теперь граффитист аккуратно вырисовывает мелкие детали, добавляет света и тени. Рисунок закончат на следующий день. Если, конечно, никто не помешает. Потому что на этот раз за художниками приехала полиция.
Михаил Огнев
«Пришел представитель администрации Центрального района и вызвал полицию, – рассказал «Фонтанке» участник граффити-команды HoodGraff Артем Бурж.
Как пояснили «Фонтанке» в пресс-службе ГУ МВД по Петербургу, в 10.20 в полицию Центрального района поступило сообщение о том, что неизвестный мужчина раскрашивает стену на Синопской набережной. «24-летнего гражданина задержали на месте».
На художника составили протокол по статье 19 Закона об административных правонарушениях – «нарушение наружного оформления фасада здания, строения, сооружения и их элементов». И отпустили.
Но пока Артем сидел в отделении, его коллега Илья продолжал работу. Артем специально взял всю вину на себя, чтобы процесс не останавливался. Если полиция снова приедет — придется меняться ролями.
«Я бы чиновникам из администрации посоветовал помочь нам закончить побыстрее, пока не приехали менты. Если нам уже выпишут штраф, то хотя бы дадут закончить работу. Два раза штрафовать не должны», – говорит Бурж.
Сколько граффити провисит — неизвестно. Художники готовы к тому, что администрация вновь выдаст предписание закрасить рисунок. Относятся философски. «Куда от этого деться? Это неизбежно. Наши работы живут в Интернете, на фотографиях», – рассуждает Артем Бурж.
В эфире «Фонтанка.Офис» художник предположил, что администрации попросту не нравится прапорщик Задов. «Я думаю, дело в том, что, может, образ Задова им не по душе? Вот мы и решили поэкспериментировать — может, с Зинаидой Трактовенко получится», – сказал Бурж.
Жалоба на рисунок появилась в мае на портале «Наш Санкт-Петербург», ее автором стал некто Дмитрий Сергеевич Цветков — инициативный гражданин, на счету которого более полусотни обращений через сайт, 48 из которых удовлетворены. Цветков, к примеру, пожаловался на граффити «П — память», посвященные Великой Отечественной войне. Рисунок тоже закрасили.
Между тем сам Нагиев вчера яростно высказался в своем Инстаграме о происходящем с его портретом и другими граффити: «В Петербурге на нескольких грязных, никому не нужных стенах, добрые художники нарисовали известных людей. Где-то весело, где-то серьёзно. Вчера чиновники всё это закрасили. В стране, где у них находят 9 миллиардов просто в доме, просто находят, где койки в больницах стоят в коридорах, где вызывают попов чтобы осветить очередной украденный миллиард при строительстве Зенит-Арены, где дороги в никуда, а самолёт для перевоза собачек, – эта человеческая гниль борется с уличными художниками», – написал актер (стиль и орфография сохранены. — Прим. ред.).
Александр Пелевин, "Фонтанка.ру"