Россия ждет в пятницу снижения ставки ЦБ, от которой зависит стоимость заемных денег в экономике. Хотя такая вероятность очень высока, экономика все равно стоит на коленях, считают специалисты.
Центробанк 16 сентября снизит ключевую ставку до 10%, считают большинство экономистов России и зарубежья. В пользу этого говорит нулевая в последнее время инфляция, несмотря на включенный печатный станок. Тем не менее аргументы скептиков выглядят не менее убедительными. Во-первых, прекращение роста цен не особенно радует, так как ЦБ ждал их падения, а его не произошло. А во-вторых, в платежном балансе образовался дефицит: Россия в последние месяцы заплатила иностранцам на 70 млрд рублей больше, чем получила обратно. И снижать ставку в этих условиях неправильно.
Утром 16 сентября совет директоров Центробанка, возглавляемый Эльвирой Набиуллиной, пересмотрит уровень ключевой ставки, от которой зависит стоимость заемных денег в России. Своего пика (17%) ставка достигла в разгар кризиса в декабре 2014 года, когда рубль обесценился более чем в два раза. С тех пор ЦБ постепенно снижал ставку, и следом банковские кредиты дешевели. В 2016 году регулятор менял этот показатель лишь один раз — в июне ставку снизили на полпроцента, до 10,5%. Несмотря на все это, кредиты по-прежнему выглядят грабительскими в глазах многих граждан. В июле средние ставки по ним в стране колебались в диапазоне от 16% до 24%.
Накануне дня пересмотра ключевой ставки большинство иностранных экономистов убеждены в том, что ее снизят. Агентство Bloomberg опросило 42 аналитика, из которых так считают 37 человек. Брокерская компания Tradition собрала мнения 65 экспертов, из которых снижение ставки прогнозируют 47. Российское агентство РБК опросило 22 экономиста, среди которых так же считают 19 человек.
Президент банка ВТБ24 Михаил Задорнов полагает, что к концу года ключевая ставка снизится до 9,5%, но и от ближайшего заседания Центробанка банкир «ждет определенного действия», передали «Фонтанке» его слова в пресс-службе банка. Сотрудники Sberbank CIB также ждут снижения ставки в ближайшую пятницу. Экономическая активность снизилась, краткосрочные прогнозы цен на нефть благоприятны для России, инфляция продолжает замедляться и к концу года вполне может достичь установленного ЦБ плана 5–6%, поясняют в организации.
«Если в пятницу ЦБ, как мы и ожидаем, понизит ставку, это решение и пресс-конференция, на наш взгляд, все равно будут сопровождаться жесткими заявлениями, то есть снижение ставки не обещает дальнейшего смягчения политики на каждом заседании. Соответственно, вне зависимости от того, какое решение будет принято на этой неделе, мы считаем, что возросла вероятность неожиданного шага в сторону жесткой политики — либо в форме решения ЦБ, либо в виде комментариев, которые будут его сопровождать», — сообщили «Фонтанке» в Sberbank CIB.
Петербургский банк «Александровский» планирует свою работу, исходя из прогноза инфляции 6–6,5% к концу года и ожидает еще одно снижение ключевой ставки на 0,5% на оставшуюся часть года (то есть в итоге до 9,5%), сообщил «Фонтанке» начальник отдела дилерских операций «Александровского» Роман Дзугаев. И хотя сокращение инфляции допускает более сильное смягчение денежно-кредитной политики (например, до 9% в конце года), подобного развития событий в банке не ждут, говорит он.
«Причина в сохраняющейся неопределенности параметров бюджетной политики в выборный период 2016 – 2017 годов. В частности, до сих пор непонятны количественные параметры использования источников финансирования бюджетного дефицита (приватизация, заимствования на внутреннем долговом рынке, фискальные меры). В этой связи Центральный банк, как мы думаем, воздержится от более агрессивных действий по ключевой ставке», — сказал Дзугаев.
Что касается ближайшего заседания, в пользу снижения ставки до 10% говорит июньское заявление Эльвиры Набиуллиной, в котором она определила комфортный, по ее мнению, диапазон ключевой ставки, — 2,5–3%, за вычетом годовой инфляции. А поскольку в первые две недели сентября инфляция составила 6,6–6,7% в годовом исчислении, то 10-процентная ключевая ставка выглядит вполне логичной, пояснил Дзугаев.
Наконец, на днях о возможном снижении ставки заявлял глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. «Взвешенного решения ожидаю, разумного. Я говорил, что если этого не будет [снижения ставки], то это будет за гранью добра и зла», — заявлял он.
Есть, впрочем, и скептически настроенные экономисты, которые не ждут снижения ставки. Глава центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталия Орлова сообщила «Фонтанке», что единственным аргументом в пользу ее снижения является жесткая бюджетная политика. О ней говорит, к примеру, решение правительства сделать единовременную выплату пенсионерам по 5000 рублей в январе 2017 года взамен обещанной во второй половине 2016 года индексации пенсий.
Гораздо больше аргументов говорит против снижения ставки, убеждена Орлова. Во-первых, уже третью неделю подряд инфляция сохраняется на нулевом уровне (цены не растут), хотя Центробанк предполагал дефляцию (падение цен) в результате хорошего урожая в сельском хозяйстве. Во-вторых, в последние два месяца в платежном балансе России (документ о движении денег из страны и обратно) образовался дефицит текущего счета на уровне $1,1 млрд (то есть Россия платит больше, чем зарабатывает).
Дефицит говорит об отсутствии притока на российский валютный рынок средств, которые обычно мыслятся как подушка безопасности для рубля в условиях ограниченного доступа к зарубежным деньгам. Все это, по мнению Орловой, может привести к давлению на курс рубля, если отток капитала возобновится.
«Кроме того, на последних депозитных аукционах ЦБ платил банкам [в которых он размещал деньги] в среднем 10,4%, что слишком дорого в условиях, если бы ЦБ планировал снижать ставку. Наконец, на форуме в Сочи глава ЦБ высказала обеспокоенность ускорением роста розничного кредитования. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно ожидать, что ставка ЦБ останется без изменений», — сказала Орлова.
Еще в августе сотрудники Национального исследовательского университета ВШЭ указывали на то, что большинство официальных и независимых годовых прогнозов ориентированы на ускорение оттока денег из страны во втором полугодии. А причиной увеличения оттока может стать, в частности, снижение ключевой ставки, считают они. «Это [рост вывоза денег из страны] совпадает с нашими ожиданиями, чему может способствовать, в частности, повышение до конца года ключевой ставки ФРС [аналог ключевой ставки в США] и снижение процентной ставки Банком России», — писали научные работники вуза.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»