В Петербурге показали несколько концепций преобразования «серого пояса»: зоопарк возле Обводного канала, перенос Балтийского вокзала, станция метро «Хрустальная» и «Сити» на месте Кировского завода.
Конкурс на концепцию преобразования «серого пояса» в комитете по градостроительству и архитектуре объявили 17 мая, а итоговые работы показали на II Международном форуме пространственного развития. «Фонтанка» всмотрелась в идеи, одобренные Георгием Полтавченко и Игорем Албиным.
Сначала авторы показали концепции вице-губернатору Игорю Албину. Затем прибыл и Георгий Полтавченко: его тоже провели по кругу и объяснили, в чем суть каждой идеи. В итоге губернатор назвал все проекты интересными и достойными воплощения в «последующей градостроительной политике», традиционно пожелав удачи. Увидит ли хотя бы одна из этих идей будущее в ближайшие лет десять — неизвестно. История рассудит.
Концепции преобразования направлены на три пилотные территории «серого пояса» – Екатерингоф, Волковскую и Французский ковш. Все без конкретных сроков и примерной стоимости. Просто концепции. В некоторых случаях — просто мечты.
Проект бюро «Герасимов и партнеры» предполагает развитие зеленой зоны с одновременным выводом за пределы территории больниц и строительством зоопарка. Особое внимание предлагается уделить «музейному ожерелью» по набережной Обводного канала. А на Французском ковше архитекторы предлагают обустроить акваторию для маломерных судов и двухуровневый парк на территории памятников промышленной архитектуры. На базе Кировского завода, согласно концепции, должен появиться инновационный кластер.
Московское бюро «Рождественка» на своем стенде процитировало стихотворение Бродского «От окраины к центру». Планы — грандиозны, как поэзия. Основным лейтмотивом здесь стала идея поэтапного расширения Обводного канала вкупе с развитием легкорельсового транспорта на основе железнодорожных путей. Проект предполагает запуск экспресса от Пулково к Балтийскому вокзалу, а в дальнейшем перенос вокзала на пересечение с линией ЛРТ. Также в проекте предусмотрено создание нового хаба «Балтийский», который станет местом пересадки с железной дороги, автобусов и экспресса из аэропорта на ЛРТ и линию метро. Далее то же самое авторы думают сделать и с Московским вокзалом — только новый хаб станет уже местом пересадки на ЛРТ из Москвы и Хельсинки. А на отрезке от Екатерингофки до Московского проспекта, по мнению создателей концепции, можно создать «дублера» Обводного канала. Лиговский проспект предлагают пробить дальше, до улицы Трефолева. Завершаются грандиозные планы идеей создать новый «Сити» на месте Кировского завода.
Финская Helin & Co предлагает обратить особое внимание на планировку кварталов и приводит несколько схем новых квартальных модулей — учебного, жилого, рекреационного.
А проект «Студии 44» предполагает условно-биологический подход к развитию зоны. Главной артерией здесь должна стать магистраль вдоль южного железнодорожного кольца. А на месте не используемых железнодорожных веток должны пролечь «зеленые» маршруты, которые станут кровеносной системой территории.
Норвежская Transborder studio мечтает в первую очередь о развитии парковой зоны. Проект предусматривает развитие четырех больших парков: Екатерингофского, Линейного, Волковского и Невского. Также в концепции заложена идея «продуктивного буфера» – это будут четыре продольных зеленых коридора, пересекающих «серый пояс».
Грандиозными планами поделилось бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры». Этот концепт заточен в большей степени под инфраструктуру и точечные проекты. Так, предполагается строительство станции метро «Хрустальная» на перегоне между «Елизаровской» и «Площадью Александра Невского» – как пояснили на выставке представители бюро, это самый длинный перегон в петербургском метро, остро нуждающийся в станции. Между улицами профессора Качалова и Мельничной архитекторы предлагают построить межвузовский образовательный центр. В северной части Обводного канала должна пролечь обширная парковая зона, а в узком месте устья Невы возле Галерного острова в створе Кожевенной линии, по мнению специалистов, следует возвести еще один мост — несмотря на то, что здесь уже есть переправа в составе ЗСД. Еще одна идея — создать на территории предприятия «Невская мельница» туристический комплекс с организацией питания, развлечения и отдыха для организованных групп путешественников. Элеваторы после реконструкции могут использоваться под отели различного типа, а между ними появится остекленная пешеходная галерея вместо уже не функционирующего транспортера зерна.
Итоги конкурса подведут 30 сентября, но какой-либо конкретики о дальнейшем применении концепции выяснить не удалось. «Конечно, «серый пояс» и все, что с ним связано, – это непростой вопрос, для решения которого требуется участие разных сторон, – рассказали «Фонтанке» в КГА. – Мы в самом начале пути, это первый шаг к осмыслению проблематики. Мы приходим к пониманию того, что с данными территориями действительно надо что-то делать. Это первая попытка, и мы надеемся, что эти работы будут обладать интересными идеями, которые в дальнейшем найдут применение. Но пока преждевременно говорить о том, что есть конкретный план действий».
Александр Пелевин, для «Фонтанки.ру»