Участница выборных фальсификаций, разоблаченных «Фонтанкой», призналась, что была завербована секретарем участкового избиркома. Но суд простит. С подставных жуликов спроса нет.
В Петербурге начался суд над корреспондентом «Фонтанки», получившим бюллетени за другого человека, и парикмахером, эти бюллетени выдавшей. Гражданка Украины Наталья Машина рассказала историю появления в петербургской УИК, куда вход иностранцам заказан. Инициаторы фальсификаций оставили девушку в туалете, а полиция ее подобрала.
Корреспондент «Фонтанки» Денис Коротков и гражданка Украины Наталья Машина встретились 18 сентября в 616-й участковой избирательной комиссии. Машина, сидя за одним столом с членами УИК, выдала бюллетени за другого человека. Коротков расписался под чужой фамилией и поднял шум. Полиция продержала его в отделе несколько часов и сочла «карусельщиком». Машину тоже привлекли. Материалы передали в 71-й судебный участок.
Видео предоставлено "Радио Свобода"
Судья Виорика Сафрюк назначила дела на 28 сентября с разницей в десять минут. Подсудимые увиделись в коридоре. Наталья была узнаваема, несмотря на перекрашенные волосы. 18-го в УИКе она сидела блондинкой, сегодня пришла темно-русой.
Первым судили Короткова. Он попросил очную ставку с Натальей. Суд не отказал.
Машина подтвердила, что является гражданкой Украины. В комиссии официально не значилась.
– Накануне выборов мне позвонила секретарь УИК № 616 Наталья Владимировна Лебедева и предложила подработать, – пояснила девушка.
– Откуда вы ее знаете?
– Я работаю парикмахером в студии красоты «Шик». Но вообще-то мы знакомы еще с Горловки.
– Она тоже гражданка Украины? – с надеждой в голосе спросил Коротков.
– Нет. Давно там не живет.
О Лебедевой известно, что она участвует в выборах в Петербурге не первый раз. Ее помнят по 2014 году. В июле 2016-го она была рядовым членом 616-й УИК, к сентябрю стала секретарем.
– Лебедева предлагала вам денежное вознаграждение?
– Да. Но я не знаю, сколько. Просто согласилась.
– Какие инструкции вам выдавались?
– Берешь паспорт, заполняешь журнал, выдаешь бюллетень.
– Любому человеку?
– Нет, только из списка избирателей по участку.
Коротков освежил память свидетельницы, показав паспорт с купчинской пропиской.
– Вы не станете отрицать, что 616-й УИК расположена в Кировском районе?
– Не стану.
– Что вы сделали, когда я к вам подошел?
– Начала искать ваши данные. Не нашла. Выдала бюллетени...
– И дали мне расписаться за Шутова с бульвара Новаторов, – закончил мысль журналист.
– Наверное, я ошиблась.
– Вы один раз ошиблись таким образом?
– Да.
Напомним, редакция «Фонтанки» отправила Короткова в 616-ю проверить информацию о «карусели», при которой участнику в паспорт клеится метка. Сотрудник УИК определяет по ней «карусельщика» и выдает бюллетени за другого избирателя.
– Что было потом, когда я сообщил вам об этой ошибке? – продолжил допрос Коротков.
– Секретарь комиссии начала разбираться. Стало шумно, я испугалась и убежала в туалет. Сидела долго, потому что не знала, что мне делать. Мне было очень страшно. Вечером меня из туалета достала полиция и увезла в отдел.
Судья слушала диалог с нескрываемым любопытством.
– Скажите, Наталья Олеговна, фамилии Шутов и Коротков похожи? – вмешалась она.
– Чуть-чуть.
– Когда я голосовала, например, мой паспорт очень долго изучали, – поделилась судья. – Допустим, один раз вы не заметили. Но ведь вы выдали Короткову четыре бюллетеня.
– Не обращала внимания, – бесхитростно ответила Наталья.
Сомнений в том, что Коротков получал бюллетени не с целью проголосовать, как записано в протоколе полиции, у судьи, кажется, не осталось, но она не стала спешить с решением. Пообещала просмотреть видеозапись с разоблачением «карусели» и вызвать старшего лейтенанта Смирнову.
– Интересно, что она скажет, – резюмировала Виорика Сафрюк.
После короткого проветривания судили уже саму Машину.
– Вот, поступил протокол об административном правонарушении в отношении вас. Будут какие-либо заявления, ходатайства?
– Я не знаю, что это такое, – растерянно произнесла Наталья.
– Может, свидетелей хотите вызвать, защитника?
– Где мне их взять-то, защитников? – горько усмехнулась подсудимая.
Согласно протоколу, 18 сентября Машина, исполняя обязанности члена УИК № 616, выдала Короткову, не включенному в список избирателей на участке и не предоставившему открепительное удостоверение, бюллетени для голосования.
– Вы признаете себя виновной?
– Ошиблась – значит, виновна, – безропотно ответила Наталья.
– Вот скажите мне, – вкрадчиво начала судья. – Где-то было зафиксировано, что вы являетесь членом избирательной комиссии?
– Нет.
– Вы вообще читали составленный полицией протокол? Вы признаете вину, но статья 5.22 КоАП («Выдача бюллетеня для предоставления гражданину возможности проголосовать вместо избирателя») распространяется только на членов избирательной комиссии.
– Ну, я же исполняла обязанности… – растерянно сказала Машина.
– Короче, ясно, – прекратила мучение судья. – Мне еще больше хочется послушать старшего лейтенанта Смирнову. Вызовем ее свидетелем и на ваше дело, пусть объясняет.
Специалист в избирательном праве адвокат Андрей Макаркин пояснил «Фонтанке», что признания Машиной могут закрутить еще одну карусель. Не исключено, что правоохранители сверят действия секретаря и председателя УИК со статьями Уголовного кодекса, в которых говорится о должностных преступлениях – халатности, злоупотреблении и превышении полномочий.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»