Международная следственная группа, работавшая в Голландии, представила отчёт о гибели «Боинга» MH17. Названы место запуска ракеты «Бук», принадлежность орудия и вероятное гражданство людей, причастных к залпу по лайнеру. Личности вероятных подозреваемых следствие установило, но имён не публикует до передачи дела в суд.
Сомнений у следствия по делу о гибели рейса MH17 не осталось: ракетная установка «Бук», из которой в июле 2014 года был сбит пассажирский лайнер, пришла на территорию Украины из России. После гибели самолёта «Бук» ушёл обратно через украинско-российскую границу. Представители Международной следственной группы рассказали, как была получена информация и как собирались доказательства.
Напомним, что самолёт авиакомпании Malaysia Airlines 17 июля 2014 года выполнял рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур. Над территорией, которая принадлежит Украине, но контролируется силами ДНР и ЛНР, лайнер потерпел крушение. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа – граждане 12 государств. Все 298 человек погибли.
Следствие
Для выяснения обстоятельств катастрофы была создана Международная следственная группа (JIT). Расследование уголовного дела о крушении самолёта проходило на базе прокуратуры и полиции Нидерландов – страны, потерявшей 196 граждан. В группу вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины – стран, имевших непосредственную связь с самолётом или с крушением. В общей сложности – порядка 200 человек. Россия, добавим, формально не имела отношения к авиационному инциденту: его не связывали с РФ ни самолёт, ни экипаж, ни место катастрофы, ни гражданство жертв.
Параллельно со следствием работала техническая комиссия – нидерландский Совет по безопасности, который занимается исследованием авиационных инцидентов. Его задачей было ответить на вопрос, что произошло с самолётом. Изначально выдвигалось множество версий – от взрыва на борту до атаки со стороны другого самолёта. В 2015 году техническая комиссия дважды публиковала отчёты – предварительный и заключительный: MH17 был сбит ракетой класса «земля – воздух», выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории восточной Украины в направлении с востока на запад. Россия опровергала результаты работы комиссии, но ни данные Минобороны, ни результаты независимых расследований не выдерживали проверки законами физики.
Международная следственная группа должна была установить обстоятельства уголовного преступления – намеренного залпа из ЗРК по гражданскому самолёту. Следствию предстояло установить происхождение орудия, непосредственных участников запуска и пособников, передавших им ЗРК, мотивы и другие обстоятельства преступления. И подготовить материалы для передачи дела в суд.
Отчёт, представленный следственной группой 28 сентября, раскрывает не всё, что знают следователи. Например, в нём нет имён подозреваемых. Известно только, что так или иначе причастными к катастрофе следствие считает около сотни человек.
«Если успею утром получить «Бук»…»
В начале отчёта даны предпосылки, по которым «Бук» мог оказаться там, откуда был сделан залп по «Боингу». «Пророссийские боевики», как названы силы самопровозглашённых ДНР и ЛНР, несли потери из-за авиаударов украинских ВВС. Они просили дать им зенитно-ракетные комплексы «Бук», так как уже имеющиеся у них «Стрела» и «Игла» обладают недостаточной дальностью поражения. Кого именно просили – мы можем только гадать, следствие же публикует перехват телефонного разговора на эту тему. Он состоялся в 7 утра 16 июля 2014 года.
– Не знаю, Саныч, (неценз.), как щас мои – продержатся или нет… Щас опять, (неценз.), если «сушки» нанесут удар с утра… Я если, вот, успею утром получить «Бук» и отправить туда – это будет хорошо. Если не успею – значит, считай, что (неценз.). Я сам туда собираюсь ночью, так что…
– Ты сам-то, ты здесь пока, да?
– Ну, я ж это… Ты уехал, я два часа поспал – поехал туда. Взяли мы высотки, эти самые, которые там. И саму Мариновку.
– Ну-ну.
– Потом я уехал. Потом, это самое, самолёты били, наверное, с пяти или с шести километров, потому что их даже не слышно было. «Сушки».
– Так, да, я видел, всю ночь в ту сторону летали и…
– Ну, вот. Летят, чтобы по-взрослому.
– По-взрослому… Ты смотри, Николаич, давай… Если надо, я грю, мы отправим туда…
Следствие считает, что «Бук» был получен участником разговора, как он и просил, на следующее утро – 17 июля.
Ракета
«Бук», который просит один участник разговора у другого, – это, как сказано в отчёте, самоходная огневая установка, способная действовать автономно. Она оснащена собственными командным пунктом и радаром, самостоятельно определяющим цель. Экипаж – четыре человека: командир, водитель и два оператора. Чтобы привести «Бук» в состояние готовности к запуску, требуется пара минут, а для залпа – несколько простых действий, включающих разблокировку ракет и нажатие кнопки «Пуск». Ракета вылетает с сильным шумом, из-за высоких температуры и давления оставляет след в виде выжженного участка земли и хвоста дыма в небе. Как долго остаётся видимым её шлейф – зависит от погоды. Взрывается ракета на расстоянии от цели, фрагменты боевой части разлетаются с огромной скоростью. Всё это следствие объясняет не просто так. Эти особенности помогут установить тип орудия.
В установках «Бук» используются ракеты двух типов – 9М38 или 9М39. Они почти идентичны, различаются длиной «крыла» и формой поражающих элементов. На месте крушения, в телах погибших участники следственной группы собрали тысячи металлических фрагментов. В ходе эксперимента требовалось установить тип ракеты и траекторию полёта.
Модификации ракет, которые используются российской армией, в распоряжении следствия не было. Но проблема решилась: образец для тестов предоставила Финляндия.
– Это – наследие советских времён, времён дружбы СССР и Финляндии, – объясняет авиаконструктор и военный историк Марк Солонин. – Когда СССР продавал финнам оружие.
Следствие провело имитационное моделирование запуска разных типов ракет, оценило форму поражающих элементов, измерило их скорость после взрыва, рассчитало траектории полёта, сравнило картины повреждений. Так стало известно, что МН17 был сбит ракетой серии 9М38. Эта ракета есть на вооружении у России.
«Будь на связи»
Следствие установило маршрут, по которому установка пришла к вероятному месту запуска. Первые выводы были основаны на данных, полученных благодаря сотовым телефонам офицеров, сопровождавших «Бук». Следствие располагает перехватами их переговоров. Вышки операторов зафиксировали положение телефонов на местности.
– Алло, Николаич!
– Ты где щас?
– Я щас… Там у них, ну, пошла непонятка. Они наш трал не перекинули сюда. Сгрузили и своим ходом пригнали.
– Она своим ходом пришла?!
– Перешла, перешла. Через полоску.
– А щас ты привёз её на трале, да?
– Да, да.
– Значит, смотри. Ты её никуда не это самое. Щас я скажу, куда ей выдвигаться. Она вместе с танками «Востока» пойдёт, ясно?
Установка пересекла «полоску» – границу – на «трале». Её везли на тягаче Volvo, даже толком не замаскировав. Весь камуфляж состоял из кое-как накинутой сетки, сквозь которую прекрасно просматривались четыре ракеты. Немудрено, что это вызывало огромное любопытство в населённых пунктах, где проходила колонна – грузовик с «Буком», микроавтобус «Фольксваген» и «Уазик», в которых зеваки рассмотрели вооружённых мужчин. Люди делали фотографии и публиковали в соцсетях. Так в распоряжении следствия оказался и номер телефона владельца грузовика, крупно написанный на кузове. Позже к этим данным добавились показания свидетелей. Сопоставление данных показало, что «полоска», через которую пришёл «Бук», – это государственная граница. Установка была привезена на Украину из России.
«Бук» доставили в Донецк, где его снимало уже множество любопытных. Он попал и в камеру видеорегистратора. В 8 утра 17 июля конвой был возле Янакиево, а потом его зафиксировали на пути через Макеевку и Торез, где местные жители опять фотографировали колонну. Там у людей получились особенно чёткие снимки, кабину тягача и необычный груз можно рассмотреть в деталях.
В посёлке Снежное «Бук» сошёл с тягача. Сгружали его возле супермаркета в присутствии большого числа свидетелей. Ещё одно любительское видео зафиксировало, как «Бук» своим ходом прибыл к посёлку Первомайскому и остановился в поле. До места крушения «Боинга» оттуда – 21 километр. Свидетели рассказали следствию, как слышали грохот в этом месте и видели дымный след в небе.
У международной группы есть ещё один перехват переговоров, а с ним – имена людей, один из которых, вероятно, находился в «Буке» на пути к Первомайскому.
– Да, Олег!
– Да, Лёня. Значит, получается, за Снежным блокпост последний. Перед Степановкой. Налево. Правильно я сориентировался?
– Вот ты к Степановке должен идти направо через поле на это… (неценз.), Снежное?
– Да.
– Вот иди на Снежное. Там я тебя дальше сориентирую.
Данные о расположении телефона показывают, что один из участников разговора находился очень близко к предполагаемому месту запуска ракеты.
«Потом сам Стрелков…»
Поздно вечером 17 июля «Бук» своим ходом спешно покидал поле у Первомайского. Он шёл ночью, когда заснять его никто не мог. Тем не менее следствие установило маршрут по данным телефонных соединений. «Бук» прошёл своим ходом к Снежному, там его опять погрузили на тягач Volvo, и через Красный Луч и Дебальцево, сделав крюк, он отправился в сторону украинско-российской границы. Утром 18 июля он был в Луганске – и снова попал в видеокамеру. После этого «Бук» ушёл в Россию.
Следствие располагает перехватом телефонного разговора, состоявшегося в 7.41 утра 18 июля. Участники сильно нервничают. Первый отчитывается перед вторым. В беседе упоминается одна фамилия: Стрелков.
– Они довели до перекрёстка машину, оставили, пацаны пошли дальше сами.
– Так.
– Всё. Машина ушла туда, куда надо. И дошла нормально, всё.
– Ясно.
– Там только начались непонятные звонки. Десяти человек.
– Каких десяти?
– Ну… На его номер начали звонить разные люди… То один, то второй, то третий, то четвёртый… Говорит, я уже (неценз.)… Потом, говорит, сам Стрелков начал звонить…
– Ну, он взял – выключил свой (неценз.) телефон (неценз.). И мы не знаем, где машина вообще.
– Машина в России.
– (неценз.) Вчера говорил (неценз.), мы не знаем ночью, (неценз.).
Второй участник разговора, который только что принимал доклад, в 7.44 сам делает звонок.
– Я вернулся только. Там всё нормально было. Ему позвонило восемь человек разных, (неценз.), он передал машину (неценз.) – ему разные, (неценз.), звонят, восемь человек, (неценз.)! Он поэтому телефон и выключил, (неценз.)! Никуда назад он её не вёл ни (неценз.)!
– Тааак, ааа… А доложить о том, что произошло?..
– А что докладывать, (неценз.)?!
– Где щас… Где щас машина?
– Машина уже давно в России находится! Он её сразу передал, (неценз.), тем, кто встречал.
– Кому? Кому?
Камера, схватившая «Бук» в Луганске, зафиксировала, что на обратном пути на нём вместо четырёх ракет осталось только три.
Место запуска
Для поиска места запуска следственная группа собрала образцы грунта со всех вероятных площадок, на которые могли указать расчёты. Анализ почвы проводил Нидерландский институт криминалистической экспертизы.
В дополнение следствие проанализировало фотографии, сделанные очевидцами, в частности – снимки дымного следа в небе от запуска ракеты. Одно фото с этим следом появилось в соцсетях ещё в 2014 году. Весной 2016-го следствие нашло ещё одну фотографию с дымным следом. Проверка показала, что снимки не подвергались манипуляциям.
– Второй снимок – это новая деталь, по сравнению с тем, что мы знали ещё в 2014 году, – оценивает доказательства Марк Солонин. – Сопоставление геолокаций двух снимков может указать на точку запуска.
Следствие действительно сопоставило фотографии, сделанные с разных точек. В результате оказалось, что дымный след начинается очень близко к полю у посёлка Первомайского, где останавливался «Бук».
Показания свидетелей подтверждают эти данные. Таким образом, следствие пришло к выводу, что запуск ракеты в самолёт с тремя сотнями человек на борту был произведён «с сельскохозяйственного поля у села Первомайское». Этот населённый пункт 17 июля 2014-го находился под контролем «пророссийских сепаратистов», отмечает следствие.
Следствие ссылается и на информацию, полученную журналистами. Те сфотографировали участок выжженной земли размером 30 на 30 метров в поле у Первомайского. И поговорили с местными жителями, которые рассказали: 17 июля 2014-го на этом месте поле горело, людям даже пришлось окопать этот участок, чтобы огонь не распространялся.
– Новыми в деле стали спутниковые фотографии этого поля, – отмечает Марк Солонин. – Они интересны тем, что сделаны 16 июля и 21 июля – за день до крушения и через несколько дней после него. На втором снимке отчётливо видно пятно неправильной формы, которого нет на первом. На фотографии, сделанной журналистами, видны отчётливые следы гусениц на выжженном участке.
Подозреваемые
Следственная группа сообщила, что ей известны «примерно сто человек, которые так или иначе могут быть связаны с крушением рейса MH17». Кто-то из них «играл активную роль в поддержке и материально-техническом обеспечении самоходной установки «Бук», кто-то – в «организации транспортировки к месту запуска». Кто-то, по всей видимости, нажал на кнопку «Пуск».
Не все сто человек становятся подозреваемыми автоматически, отмечает следствие. Чтобы выяснить, кто из них действовал умышленно, то есть – может быть обвинён в уголовном преступлении, «важно получить четкое представление о субординации в отношении применения оружия». У следствия пока нет ответов на вопросы: кто отдавал приказ передать «Бук» сепаратистам на востоке Украины? сбивая самолёт, эти люди действовали по собственной инициативе – или исполняли приказ? если им отдавали приказ – кто это делал? какие ещё лица могут быть причастны к гибели «Боинга»? Поэтому следствие не считает свою работу завершённой.
Российская версия
За два дня до презентации отчёта Международной следственной группы Министерство обороны России опубликовало свою трактовку событий июля 2014 года. Какой по счёту была эта официальная версия – уже, наверное, не скажешь. Смысл её в том, что «Боинг» был сбит с украинской территории, а сама Украина, чьи представители входят в международную команду, вводит следствие в заблуждение.
Минобороны на брифинге представило радиолокационные данные, которые, по мнению экспертов ведомства, доказывали: если бы с территории, контролируемой ДНР, производился запуск ракеты, это непременно зафиксировали бы российские радары. А вот если бы стреляли откуда-то западнее, радары бы этого не зафиксировали. Сняли бы радары украинские. Но Украина, утверждал эксперт Минобороны, почему-то не захотела предоставить ни информацию с локаторов, ни спутниковые снимки. Российское Министерство обороны передало свои находки следственной группе.
В отчёте международной команды данным радиолокации посвящён целый раздел. Следствие, как сказано там, «располагает полной информацией о данных радиолокационных систем в районе крушения MH17». Радиолокационные изображения, сообщает следствие, Украиной предоставлены были. Более того: недавно следственная группа «обнаружила ценные первичные данные военных радиолокационных станций, зафиксированные мобильным радаром на Украине». Радар имел ограниченный диапазон, но обнаружил авиалайнер рейса МН17 и «послужил для довершения картины».
Следственной группе известно о «новых» (в кавычки слово взято в оригинале) данных, опубликованных Российской Федерацией. Однако следствие сделало из этих «новых» радиолокационных изображений не тот вывод, на котором настаивают российские военные. Информация с радаров позволила ещё раз закрепить выводы о том, что «Боинг» был атакован ракетой класса «земля – воздух», а не с другого самолёта – как утверждало российское Минобороны в одной из своих многочисленных версий.
«Как бы нас это ни беспокоило, но дискуссия о данных радаров может быть закончена, – подчёркивает следствие в отчёте. – Материалов, которыми мы располагаем, более чем достаточно, чтобы делать выводы в криминальном расследовании. Для создания более полного досье сбор дополнительных доказательств не потребуется».
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»