После Нового года стоимость проезда на метро - до рекордных 45 рублей, на наземном транспорте – до 40 рублей. Такой вариант, по данным "Фонтанки", рассматривают в Смольном.
Правительство Петербурга утвердило проект бюджета на 2017 год. По сравнению с 2016-м субсидия перевозчикам и метрополитену вырастет лишь на 1,7 млрд рублей – до 28 млрд. В итоге потребности транспортников придется покрывать за счет существенного роста тарифов. По данным «Фонтанки», обсуждается вариант, при котором стоимость скакнет на 10 рублей.
Основным параметром, влияющим на темпы индексации транспортных тарифов, является размер бюджетной субсидии перевозчикам и метрополитену. Арифметика здесь простая: чем серьезнее увеличивается субсидия, тем меньше граждане удивляются 1 января.
Согласно бюджету на 2017 год, за который городское правительство проголосовало 11 октября, ГУП «Петербургский метрополитен» получил 12,1 млрд рублей. Нормальная работа электрического транспорта обойдется в 6,8 млрд, автобусного – в 9 млрд рублей. Это всего лишь на 1,7 млрд больше, чем в текущем году. Конечно, для простых горожан словосочетание «всего лишь» применительно к 1,7 млрд рублей может показаться крайне странным. Однако если посмотреть, как выглядело соотношение «субсидия/тариф» в предыдущие годы, то станет понятно, что речь идет о минимальном увеличении дотаций.
Например, в 2014-м, в год губернаторских выборов, городские власти не стали увеличивать тарифы. Однако бюджет заплатил метрополитену, «Горэлектротрансу, «Пассажиравтотрансу» и частным автобусным перевозчикам 20 млрд рублей – аж на 6,5 млрд больше, чем в 2013-м. С 1 января 2016 года проезд в метрополитене стал дороже на 4 рубля, в автобусах, трамваях и троллейбусах – на 2. Субсидия при этом выросла на 4,6 млрд.
В августе, выступая на «нулевых чтениях» бюджета в ЗакСе, глава комитета по тарифам Дмитрий Коптин заявил, что в проект главного финансового закона города заложено увеличение разовых тарифов на два рубля: до 32 рублей – наземный транспорт, 37 – рублей метро. Однако на тот момент еще не были утверждены окончательные значения бюджетной субсидии. Впоследствии, когда ее объемы уже были известны, председатель комитета финансов Алексей Корабельников признал, что итоговый рост будет «больше, чем на 2 рубля».
Как выяснила «Фонтанка», итоговое решение может неприятно шокировать петербуржцев.
«Один из обсуждаемых вариантов подразумевает, что жетон подорожает до 45 рублей, а билет на наземный транспорт до 40 рублей», – рассказал нашему изданию собеседник в экономическом блоке правительства.
«Да, такие разговоры ведутся, – подтвердил источник в транспортном блоке. – Есть и иная конфигурация: автобус, трамвай, троллейбус – 35 рублей, метро – 40 рублей». По его словам, помимо субсидии есть и другие параметры, которые влияют на итоговые тарифы. «Это объем транспортной работы, это перспективы по открытию новых маршрутов», – пояснил он.
Впрочем, не исключен и еще один путь: при втором чтении проекта бюджета в ЗакСе Смольный увеличивает субсидию, и индексация проводится щадящими темпами. Хотя пространство для маневра ограничено: пока планируется, что дефицит бюджета составит 64,3 млрд рублей при верхней планке в 70 млрд (15% от доходной части). При этом в комитете финансов признают, что в утвержденном проекте учтены не все расходы – например, на реконструкцию Конюшенного ведомства или на индексацию зарплат бюджетников.
Одновременно в городском правительстве обещают, что стоимость проездных билетов будет расти более умеренными темпами – только на уровень инфляции. По данным Петростата, за девять месяцев цены в Петербурге выросли на 4,2%. Летом комитет по экономической политике прогнозировал, что по итогам года она составит 7,7%. При таком подходе Смольный наконец пойдет по пути Москвы, где разовый проезд стоит 50 рублей, но при покупке разного рода карточек можно получить существенную скидку. Например, при использовании электронного кошелька «Тройка» – аналога петербургского «Подорожника» – поездка на метро обойдется в 32 – 31 рубль.
Окончательно тарифы и стоимость проездных в Петербурге будут утверждены ближе к концу года – в декабре.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"