На границе с Финляндией, к югу от дачи «генерала Козика», «Фонтанка» нашла два коттеджных поселка. В гости к дачникам – генералам, чиновникам и бизнесменам – можно попасть через пограничный пункт «Торфяновка».
11 октября Алексей Навальный опубликовал расследование о таинственной даче, расположенной на границе России и Финляндии за зоной инженерно-технических сооружений в районе погранперехода Светогорск – Иматра. Совершив виртуальную прогулку вдоль северных рубежей Родины, «Фонтанка» обнаружила еще более интересную картину – два небольших поселка, один из которых расположен менее чем в километре от государственной границы.
Миновав другой пункт пропуска «Торфяновка», туристы устремляются вперед к вожделенной Финляндии. Но некоторые частные автомобили, не доезжая до Суоми, сворачивают на грунтовую дорогу. Как пишут пользователи народной карты Wikimapia, которых явно заинтересовал этот путь, через 700 метров утыкаешься в ворота с телефоном.
«По звонку из погранотряда приходят военные и, если есть разрешение, пропускают», – написал какой-то любопытный блогер.
Судя по данным Росреестра, в семи километрах от МАПП «Торфяновка» расположено садоводство «Пограничник». Оно приютилось в узкой бухточке Финского залива сразу за полуостровом со сложным названием Химаннниеми. На противоположном берегу находится ДНП «Остров Черный», к которому ведет отдельная дорога. Оба коттеджных поселка отсечены от остального мира линией инженерно-технических сооружений (колючая проволока, контрольно-следовая полоса). При этом от «Пограничника» до Финляндии по прямой – менее одного километра.
Впрочем, недавно, по словам самих дачников, схема проезда к «Острову Черному» поменялась.
«Еще несколько месяцев назад мы ездили по специальному пропуску, который выдавало Северо-Западное погрануправление. Такие же пропуска выдаются рыбакам, которые ловят рыбу в Нарве. Виза не требовалась. Но теперь мы поворачиваем налево, не доезжая до "Торфяновки"», – рассказывает один из обитателей этих мест.
Российские пограничники благосклонны далеко не ко всем. Несколько лет назад пограничное управление ФСБ по Карелии неожиданно запретило собственникам проезжать к дачным участкам, расположенным за линией инженерно-технических сооружений у финской границы. Конфликту предшествовало увольнение со службы супруга одной из дачниц – начальника подразделения в погрануправлении по городу Лахденпохья. До этого, судя по судебным материалам, проблем с проездом у нее и ее соседей не было. Однако заявителям помогла Фемида: в начале 2014 года Лахденпохский районный суд постановил, что отказ в пропуске является неправомерным. При этом законность владения землей судом под сомнение не ставилась.
Впоследствии Верховный суд Республики Карелии отменил это решение. Однако формально дачникам не запретили проезжать к своим владениям: пограничники выделили для этого другие ворота в инженерно-технических сооружениях, нежели те, которые хотели истцы. Доводы дачников о том, что этой дорогой невозможно пользоваться, суд счел неубедительными.
«Пограничник»
Оба поселка на российско-финской границе не являются закрытыми клубами. Например, в 2015 году на городских порталах недвижимости появились объявления о продаже коттеджа в «Острове Черном» вместе с участком в 20 соток. Потенциальных покупателей, готовых отдать за удаленное загородное жилье 18 млн рублей, зазывали следующим объявлением:
«Находится на территории пограничной зоны "Торфяновка" с заездом в магазин беспошлинной торговли «Kapo Duty Free». Эксклюзив! Круглогодичный проезд. На берегу бухты Финского залива (до воды – 30 м) с островом в центре, имеется причал, в бухту впадает финская река. На многие тысячи гектар всего 23 домовладения (генералы, депутаты)».
Какие же загадочные «генералы и депутаты» поселились у самой границы с Финляндией? По данным Росреестра, на территории «Пограничника» находятся около десяти земельных участков площадью от 10 до 25 соток. Двумя, общей площадью в 5000 кв. м, владеет Владимир Владимирович Кириллов – действующий вице-губернатор Санкт-Петербурга, курирующий спорт, культуру и молодежную политику. Кириллов начинал свою карьеру в пограничных войсках КГБ, в 1990-е годы возглавлял администрацию Выборгского района Ленинградской области, потом трудился главой Росприроднадзора. В конце 1999 года, как писала «Новая газета», на российско-финской границе был задержан автомобиль «Урал» выборгского погранотряда. Внутри обнаружен снегоход Polaris, который ввозился без уплаты таможенных пошлин. Сопровождавшие машину военные заявили, что везут его Кириллову. Было возбуждено уголовное дело, однако о результатах расследования ничего не известно.
В декларации о доходах вице-губернатора Владимира Кириллова за 2015 год указан земельный садовый участок в 5000 кв. м. «Участки возле границы выдавались пограничникам еще в советское время. Будучи главой Выборгского района, я лично подписывал подобные распоряжения. А то, что Навальный написал, – самая настоящая глупость. У нас и колхозы размещаются за линией инженерно-технических сооружений. Навальный взял старый закон Советского Союза, когда за линией ИТС были ограничения. Сейчас уже и линии как таковой нет: посмотрите, в Финляндии – все земли, прилегающие к границе, заняты», – поделился вице-губернатор с «Фонтанкой» своим мнением. По словам Кириллова, на его участке расположен домик, построенный в конце 1990-х годов.
На расстоянии вытянутой руки от границы, по данным Росреестра, находится земельный участок в 950 кв. м, принадлежащий Ивану Дмитриевичу Малюшину. Так же зовут бывшего замглавы Управделами администрации президента, который одновременно был руководителем Северо-Западной дирекции по реконструкции объектов управделами. Последний раз его имя появилось в СМИ в связи с «Панамским скандалом»: в базе, оказавшейся в руках международного консорциума журналистов, был обнаружен его офшор.
При Малюшине крупным подрядчиком ведомства была компания «Интарсия», которая сейчас уже ушла с рынка. По соседству с участком Малюшина можно обнаружить землю, зарегистрированную на Станислава Смирнова. Так же зовут сына владельца «Интарсии» Виктора Смирнова, объявленного в розыск по уголовному делу о хищении. Судя по всему, эхо громкого заката «Интарсии» докатилось и до границы с Финляндией: летом 2016 года Куйбышевский отдел судебных приставов Центрального района Петербурга наложил арест на любые сделки с участком Станислава Смирнова. В базе службы за сыном владельца «Интарсии» числятся четыре исполнительных производства, все – в связи с неоплаченным штрафом ГИБДД. Недавно они были закрыты в связи с невозможностью разыскать должника.
Участком в 25 соток в «Пограничнике» также владеет Юрий Безверхов. Человек с таким же именем, отчеством и фамилией в 2000-е годы работал управделами Государственной думы. Последний раз он упоминается в декларациях сотрудников аппарата нижней палаты за 2010 год – в качестве советника спикера парламента. Там указано, что у него в аренде находится участок, аналогичный по площади тому, что закреплен за неким Юрием Безверховым в садоводстве «Пограничник».
Наконец, еще одним жителем садоводства является Ренат Сулейманович Акчурин. Так же зовут знаменитого кардиохирурга, который в 1996 году делал операцию коронарного шунтирования сердца первому президенту РФ Борису Ельцину. Участок в собственность Акчурин оформил в 1999 году.
«Остров Черный»
Участки в дачном поселке «Остров Черный» с противоположной стороны в основном имеют одинаковую площадь – большинству дачников положены по 20 соток. Всего здесь свыше двадцати домиков.
В «Острове Черном» можно найти тех самых генералов из рекламного объявления о продаже дома. Так, два участка общей площадью в 2500 кв. м принадлежат Надиму Исхакову. Точно так же зовут действующего главу Росрезерва по СЗФО и бывшего руководителя пограничного управления ФСБ по Петербургу и Ленобласти. В декларации генерал-лейтенанта Надима Исхакова за 2015 год указано, что у него в аренде есть земля в 1500 кв. м. Его однофамилец из базы Росреестра в 2016 году оформил в собственность землю с аналогичной площадью и одновременно приобрел еще 10 соток в ДНП «Остров Черный».
20 соток принадлежат Владимиру Гребенюку. Его полный тезка – генерал-полковник, служивший на политических должностях в нескольких военных округах, а сейчас являющийся заместителем председателя Российского союза патриотов. Наконец, 20 соток арендует Владимир Сергеевич Гусев, чье имя, фамилия и отчество совпадают с ФИО генерал-лейтенанта, бывшего замначальника УФСБ по Петербургу и Ленобласти.
Впрочем, встречаются среди обитателей поселка и гражданские люди. Среди них – сын бывшего главы Госстройнадзора и владелец демонтажной компании «Терминатор» Кирилл Орт. 20 соток закреплены за Валерием Ларькиным – однофамильцем главы Ассоциации предприятий похоронной отрасли Петербурга. Также среди приграничных дачников можно встретить Алексея Шопырева: человек с такими же ФИО ранее числился начальником отдела продаж Северо-Западного управления «Газпромнефть Марин Бункера». Наконец, 20 соток принадлежат петербургскому ресторатору Михаилу Мышалову.
«Участок не стоил выше рыночных расценок, – рассказывает один из дачников. – Я купил его благодаря тому, что здесь не много людей и хорошая рыбалка. Все домики скромные, замков ни у кого нет».
Впрочем, в этих местах и хорошая охота. «Дикая природа и животные: лебеди, гуси, росомаха, рысь, медведи, лоси, кабаны и т.д.» – гласит рекламное объявление о продаже участка. По данным комитета по охране объектов животного мира правительства Ленинградской области, официальным охотопользователем этого уголка Выборгского района является «Приграничное охотничье хозяйство». Именно к нему должны обращаться все, кто хочет пострелять зверя в этих лесах. Структура собственности ООО «Приграничное охотничье хозяйство» запутанна, однако, по данным СПАРКа, оно зарегистрировано по одному адресу с «Ленгазспецстроем» – петербургской структурой «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга.
Земли давно минувших дней
Участки в «Пограничнике» и «Острове Черном» относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования отличается. Где-то они предоставлены «для ведения садоводства, под дачное строительство», где-то – только для индивидуального садоводства.
Глава муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Сергей Нечунаев сообщил, что территория под садоводством «Пограничник» на данный момент значится в Генплане поселения как земли запаса. На вопрос о ДНП «Остров Черный» он ответил: «Нет, не слышал о таком». Тем не менее чиновник объяснил, что решение о переводе земель из категории запаса принималось, скорее всего, на уровне администрации Выборгского района.
«Район должен был обращаться в областной комитет по управлению государственным имуществом, получать одобрение и принимать решение об изменении статуса земель», – пояснил Нечунаев, однако припомнить, когда было принято решение о создании ДНП, не смог. Хотя сам же признает, что работает в районе 10 лет.
Глава администрации Селезневского поселения Сергей Рыбников не стал отвечать на вопросы, когда и чьим решением были созданы садоводство «Пограничник» и ДНП «Остров Черный». В разговоре он сослался на то, что архивы находятся в районной администрации. Глава комитета имущества Выборгского района Сергей Калмак оказался недоступным для комментариев, как и его руководитель, глава администрации Геннадий Орлов. А вот председатель комитета по управлению государственным имуществом правительства Ленобласти Эдуард Салтыков вопросы выслушал и пообещал в скором времени подготовить на них ответы.
Как пояснили собеседники «Фонтанки» в правительстве Ленобласти, процедура изъятия земель запаса следующая: районный муниципалитет готовит обоснование изъятия, например, мотивируя это нехваткой земель сельхозназначения. После чего муниципалам нужно заручиться поддержкой профильных комитетов правительства региона в виде положительных заключений. Среди них, например, комитет по природопользованию. На основании этого пакета КУГИ Ленобласти принимает решение о переводе либо об отказе муниципалам. А когда сверхзадача по изменению статуса земель запаса на земли сельхозназначения выполнена, перевод наделов под дачное строительство представляется делом техники и происходит на уровне района, говорит источник нашего издания.
Во всяком случае, эта схема работала в обозримом прошлом. Как это было в середине 1990-х, не помнят даже чиновники-старожилы: ведь именно тогда, судя по всему, сформировалось садоводство «Пограничник». Чуть позже появился дачный поселок «Остров Черный»: в ЕГРЮЛ запись о создании соответствующего ДНП была внесена в 2008 году. Вопросов у чиновников администрации Выборгского района не возникло: само по себе владение землей в приграничной территории не является незаконным. Хотя нельзя не отметить: вряд ли простой смертный смог бы получить себе здесь участок. Зато многие обитатели этих коттеджных поселков, являющиеся сейчас невыездными, могут теперь понаблюдать сопредельную территорию хотя бы в бинокль.
Андрей Захаров,
Ксения Потеева,
Виктор Смирнов,
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»