Десять депутатов ЗакСа шестого созыва отказались от пользования служебными авто, среди них - два яблочника, три эсера, два единоросса, два члена фракции “Партии Роста” и самый молодой депутат-футболист Сысоев. Впрочем, если депутаты задумались об экономии средств, то их коллеги, которые должны обслуживать деятельность парламента, привилегии сохранили.
В Мариинском дворце постепенно осваиваются новые депутаты, а старые налаживают прежний быт. Так, спустя месяц после выборов большинство обладателей мандатов уже обзавелись личными помощниками, отдельные – даже пресс-секретарями. Не обошлось без семейственности.
Как рассказывают в стенах парламента, закон не запрещает брать помощником к себе жену или сестру, поэтому практика устраивать на работу родных используется постоянно. Бывает даже и так: так как свою же жену дважды помощником к себе не устроишь, то оформляют к коллеге по мандату, взамен принимая к себе его родственницу. В итоге половина парламента может быть трудоустроена друг у друга и связана тесными родственными связями.
Всего на одного депутата полагается 3 штатных помощника, еще порядка 180 тысяч выдается на то, чтобы взять к себе нескольких помощников на контрактной основе. Для руководителей комиссий и комитетов штат помощников больше.
Дополнительного сотрудника можно трудоустроить в случае отказа от служебного автомобиля. Именно этим, да еще и экономией бюджетных средств, объясняют в основном оппозиционные депутаты такую меру.
В этом созыве от авто уже отказались 10 народных избранников. Например, три справедливоросса – Александр Егоров, Надежда Тихонова и Алексей Ковалев.
«Это было общее решение фракции. У нас не трудоустроены помощники Павла Солтана (погибшего летом вице-спикера ЗакСа. – Прим. ред.). Кроме того, мне как-то самой неудобно, я вожу автомобиль, люблю это, а чтобы кто-то возил – что за барство, я этого не понимаю», – объяснила «Фонтанке» заместитель руководителя фракции эсеров Тихонова.
Решением рационально использовать деньги объяснили отказ от автомобиля и в «Партии Роста»: заявление написали Максим Резник и Оксана Дмитриева; Сергей Трохманенко, избиравшийся в парламент от Колпино, сохранил право на использование машины. «Если бы такая возможность была бы и в Государственной думе, то я бы и тогда отказалась. Лучше взять в штат дополнительного человека – объем работы большой», – добавила Дмитриева.
Самый молодой депутат ЗакСа, футболист, член фракции ЛДПР и сын депутата от «ЕР» Егоровой Виктор Сысоев решил, что одного авто на семью парламентариям хватит, и также написал заявление.
«От машины я отказываюсь в целях сохранить бюджетные деньги. Сам считаю, что я не заслужил ездить на госавто. Да и в силу своего возраста. Средства, которые компенсируются, пойдут на помощника, который дополнительно будет помогать в округе по работе с детьми», – сообщил Сысоев «Фонтанке», не ответив, правда, на вопрос, в чем именно будет заключаться работа с детьми, на которую у него теперь появятся деньги.
Коллега Сысоева по фракции Олег Капитанов от авто не отказался, объяснив «Фонтанке», что это «нормальная практика».
Кроме того, оформили отказ от машины два единоросса – Сергей Никешин и Сергей Соловьев. «Я живу и работаю в Адмиралтейском округе, мне от дома до ЗакСа 650 шагов, зачем мне машина?» – рассудил Соловьев.
Никешин же пояснил, что от авто убеждает коллег отказаться уже несколько созывов, показывая всем положительный пример, потому как считает, что государственный транспорт положен только руководителям - губернатору и председателю ЗакСа, но вовсе не каждому рядовому депутату.
Первый заход с такой идеей у Никешина был в 2005 году, тогда единоросс призывал всех парламентариев начать монетизацию льгот с себя и отказаться от авто, сэкономив, по его подсчетам, более миллиарда рублей. В Смольном тогда отрицательно отреагировали на такую инициативу, объяснив, что не считают служебный автотранспорт "привилегией", а подобная монетизация приведет к понижению уровня исполнения служебных обязанностей, поскольку "чиновники будут рассматривать эти деньги как свою зарплату". Впрочем, спустя два года Валентина Матвиенко сама призвала депутатов и чиновников по возможности пересесть на общественный транспорт. Затем знамя Никешина перехватили яблочники (в этом созыве Михаил Амосов и Борис Вишневский также поменяли служебные авто на такси и общественный транспорт), однако их законопроект так и не дошел до стадии рассмотрения, получив отрицательное заключение юруправления. Специалисты по юриспруденции ЗакСа сочли, что все депутаты по закону равны, и если служебный автомобиль будет только у спикера и его замов, то это дискриминирует остальных.
Стоит отметить, что при отказе от служебной машины депутат получает порядка 50 тысяч рублей, что, безусловно, является экономией для бюджета: по расчету, обслуживание машины смольнинского автопарка стоит примерно 150 тысяч в месяц. В целом ЗакС тратит на перевозку 140 млн рублей в год – контракт без конкурса три года назад Мариинский дворец заключил с ГБУ «Смольнинское» (хотя еще в 2011 году УФАС выдало предписание проводить публичные аукционы).
Как утверждают в городском парламенте, при отказе от автомобиля информация об этом поступает в автотранспортное предприятие, после чего в «Смольнинском» корректируют контракт. Впрочем, ряд парламентариев этого и прошлого созыва уверены, что на самом деле часть «отказных» авто могут или могли быть переданы в аппарат председателя ЗакСа, его помощникам и советникам, или же просто остаться в качестве некой резервной машины, закрепленной за парламентом. «Когда я отказалась от автомобиля, я несколько раз видела своего водителя и свой номер (ОАО – это только заксовские номера) около Мариинского дворца», – вспомнила депутат 5-го созыва Ирина Комолова. Не переизбравшаяся Ольга Галкина, напротив, сообщила, что после ее отказа от авто водитель был уволен, а машина осталась стоять на предприятии.
Еще один депутат, попросивший не называть его имя и фамилию, рассказал «Фонтанке», что избранники 5-го созыва, даже отказавшись от авто, иногда пользовались дежурной машиной. «По контракту у водителей есть график и рабочая смена; когда она заканчивается, то депутат может вызвать дежурку. В прошлом созыве один из депутатов постоянно конфликтовал с водителями, потому что вызывал дежурку по ночам в клубы и подпольные казино, выходя из них в соответствующем виде». Другого депутата, позже ушедшего из Мариинского дворца, обитатели ЗакСа описывают как человека чрезвычайно предприимчивого: свою машину он якобы сдал некоему бизнесмену, который на ней так до конца созыва и ездил.
Тем не менее больше всего вопросов у журналистов традиционно вызывал не формат использования автомобилей депутатами, а то, что помимо народных избранников на государственных авто разъезжают помощники спикера Вячеслава Макарова, а также машина предоставлена начальникам управлений аппарата ЗакСа. Один из сотрудников Мариинского дворца пояснил «Фонтанке», что право на служебный транспорт ему дано потому, как он является гражданским служащим категории «руководитель». После опроса представителей других ветвей власти с аналогичным рангом выяснилось, что вовсе не все «руководители» имеют такие бонусы. «В законе действительно прописано, что госслужащие имеют право на авто, но кто именно в них нуждается, а кто – нет, это определяют главы учреждений», – пояснили в юрслужбе одного из ведомств.
В отличие от депутатов аппаратчики парламента – фигуры не публичные и отказываться от авто привычки не имеют. Впрочем, и большинство депутатов воспринимают машины как само по себе полагающееся приложение к депутатскому мандату. Так, например, коммунисты оставили себе привилегию гостранспорта: «Не знал, что можно отказаться, но делать это не собираюсь, я на этой машине и так нечасто езжу», – сообщил «Фонтанке» бизнесмен, представитель фракции КПРФ Александр Рассудов. Среди парламентского большинства также не нашлось больше желающих экономить бюджетные деньги. «Вообще-то я живу в другом районе, мне неудобно до ЗакСа добираться. Я отказывалась от служебного авто только на время выборов», – сообщила «Фонтанке» бывшая глава Центрального района Мария Щербакова. Ее коллега по фракции Алексей Цивилев, по совместительству оказавшийся еще и руководителем Санкт-Петербургского отделения Союза пешеходов России, высказал подобное мнение: каким бы пешеходом он ни был, ему от дома до парламента – почти 40 км, на ходьбу придется тратить по 8 часов, а значит, эффективнее экономить время и использовать казенный транспорт.
Отметим, что автотранспортное предприятие «Смольнинское» обслуживает ЗакС, Смольный и городскую избирательную комиссию. Всего в смольнинском гараже насчитывается около 650 иномарок. Их распределяют по строгому кастовому принципу: руководители среднего звена ездят на Ford Focus и Ford Mondeo, главы районов, комитетов и депутаты – на Toyota Camry, вице-губернаторы и члены правительства – на Audi A8. Губернатору и спикеру ЗакСа положены Mercedes’ы. В бюджете будущего года субсидия автотранспортному предприятию увеличена с 750 до 820 млн.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»