17 октября. 120 лет назад, в 1896 году, Антон Павлович Чехов находился в расстроенных чувствах — его пьеса «Чайка», прошедшая на сцене Александринского театра, была отвергнута публикой.
«Если я проживу еще семьсот лет, – говорил он друзьям, – то и тогда не дам на театр ни одной пьесы»... Всю ночь он бродил по городу, а утром, не говоря никому, уехал в свою усадьбу, в Мелихово.
История с этим провалом весьма поучительная. Ее можно рекомендовать как пример того, как исполнители и публика не в состоянии понять суть и форму художника, в данном случае – автора пьесы.
Что новаторского в «Чайке» - и вообще, почему Чехова ставят и будут ставить на всех подмостках мира? Потому, что он оторвался от «театральности», когда каждые пять минут дуэль, признания в любви, проклятия... У Чехова в «Чайке» ничего этого нет. Там люди действительно живут самой обыденной жизнью, но при этом они творят свою судьбу и судьбу окружающих.
В первом действии милый Константин Треплев и Нина Заречная собираются представить публике сцену из пьесы, которую Константин написал. Он пытается писать, а она — пытается играть. Гости в имении собираются посмотреть на игры молодых людей — что так банально.
Но декадентская пьеса расстроила публику, Треплев убежал, а Нину похвалили — и особенно рьяно только что приехавший популярный беллетрист Тригорин. Вот не убежал бы Треплев, не рукоплескал бы Тригорин так рьяно — и всё сложилось бы иначе, не так трагично. То есть простые действия могут вызвать большую беду.
Но в тот день публика пришла в театр на комедию с известной актрисой Левкеевой, которую любило консервативное мещанское сословие. А ее не было. Была непонятная пьеса, с завывающей Комиссаржевской, грустная и унылая в течение всего действия и трагичная в конце. Она была непонятна актерам и не нужна публике...Конкретной публике.
17 декабря 1898 года в Москве на сцене Художественного театра «Чайку» ждал оглушительный успех. В театр пришли люди, которые были готовы сопереживать и открывать для себя новое.