В Петербурге появилось 550 га новых защитных зон. В них с октября запретили любые строительные работы. Вето наложено на кварталы в Купчино, советские промзоны и даже гаражные кооперативы, выяснила «Фонтанка».
Новый закон об объектах культурного наследия поставил обычных гаражников, крупных застройщиков и владельцев огромных промышленных предприятий в одинаковое положение. Им запретили застройку и реконструкцию в радиусе 100 метров от периферийных объектов-памятников. «Фонтанка» изучила, кого коснулись новые нормы.
С 3 октября в деле охраны памятников появилось новое понятие — защитная зона. Его ввели поправки в федеральный закон об объектах культурного наследия. Роль новой охраны — страховка от возведения многоэтажек рядом с историческими парками и архитектурными ансамблями. Раньше зачастую объекты признавались памятниками, но из-за бюрократических проволочек регламенты для использования окружающей их территории готовились месяцами и годами.
Теперь такая проблема исключена. Как только здание или сквер признают памятником — вокруг автоматически вырастет защитная зона радиусом 100 метров. Для ансамблей — охрана еще больше, 150 метров. В границах этого круга закон запрещает любые строительные работы, изменяющие высотность и объемы уже существующих зданий.
Для Петербурга благая норма вылилась в анекдот. Под требования уже попали памятники за пределами исторического центра, для которых регламенты окружающей застройки не разработаны. По списку КГИОП таких в городе на Неве нашлось 138.
По сути, это 138 окружностей с диаметром 200-300 метров, в границах которых запрещено возведение новых и перестройка существующих зданий. По формуле подсчитать может школьник — они занимают 547 га, почти 4% от территории города.
Почти половину перечня КГИОП составили артиллерийские и пулеметные ДОТы, сохранившиеся с Великой Отечественной войны. Их в списке – 64 позиции. Вот только за последние 75 лет на месте линии фронта выросли жилые кварталы. И теперь бывшие огневые точки находятся в окружении плотной застройки.
Один из ДОТов можно найти во дворе брежневки на проспекте Славы, 10. Еще один – на Типанова, 25, где строит жилой комплекс «Кремлевские звезды» компания «Росстройинвест». Девелопер успел получить разрешение на строительство до вступления в силу закона, но если документ придется продлевать — у КГИОП могут возникнуть вопросы.
Гаражные кооперативы, депо «Дачное» на проспекте Стачек и даже промзона на пересечении Краснопутиловской улицы с ЗСД теперь хранят защитные зоны. Если предпринимателям вдруг захочется построить новый склад или реконструировать производственный корпус, им придется обивать пороги КГИОП.
Учитывать новации придется и Смольному. Защитные зоны появились вокруг железнодорожной станции Удельная и накрыли знаменитый блошиный рынок. На их месте администрация планировала построить новый транспортно-пересадочный узел с парковкой и торговыми центрами.
Не повезло и заводу «Климов». Он заявлял о продаже своего участка на Кантемировской улице, но на территории давно возведенного предприятия оказалась бывшая мастерская фабрики «Русский Рено». Теперь она окружена 100-метровой защитной зоной, в которой любые строительные работы запрещены.
Компании «ЛенСпецСМУ» тоже придется погрузиться в тонкости охраны историко-культурного наследия. На территории ее нового проекта «Галактика» находится несколько исторических пакгаузов и сараев Варшавской железной дороги. Вокруг них уже тоже появились запретные зоны радиусом по 100 метров каждая.
Ограничения коснулись и компании «СПб Реновация». Она возводит новый квартал «Стереос» рядом с комплексом Главного артиллерийского и Морского полигонов на Рябовском шоссе. А заодно – всех владельцев недвижимости в 100 метрах от Октябрьской набережной — в том числе «Группы ЛСР», «БФА Девелопмент», компании «Мозель», продающей собственный надел под застройку. Назло предпринимателям памятником оказалась вся Октябрьская набережная от Финляндского моста до устья реки Утки.
Впрочем, их коллеги, располагающие участками на другом берегу Невы, могут более оптимистично смотреть в будущее. Вдоль проспекта Обуховской Обороны, одной из самых старых городских промышленных зон, расположено множество памятников. Но с января 2017 года защитные зоны вокруг большинства из них исчезнут. Тогда вступит в силу новая версия 820-го городского закона, в которой уже прописаны регламенты для этих территорий.
С января следующего года список защитных зон сократится примерно на 30 позиций, меньше чем на четверть, объясняют в КГИОП. Исчезнет запрет на строительство рядом с Ижорскими заводами в Колпино и вокруг большей части объектов на проспекте Обуховской Обороны, включая Обуховский завод у метро «Пролетарская». Снимут запрет на стройку в радиусе 100 метров от Артиллерийской лаборатории на Маршала Блюхера и больницы Ольгинского приюта на 2-м Муринском проспекте. Компаниям, возводящим комплексы вблизи этих объектов, придется отложить получение разрешения на работы всего на 3 месяца.
Промышленникам повезло меньше. Почти всем заводам, на территории которых есть исторические корпуса-памятники, теперь придется получать заключения КГИОП для любых строительных работ. В их списке «Невская косметика» и «Северная верфь». Концерн НПО «Аврора» находится рядом с Круглыми банями. Центральное НИИ робототехники и технической кибернетики – вблизи сада Бенуа.
Впрочем, новый закон не наложил вето на перестройку промзон и советских кварталов. Но сделал эту процедуру дороже и дольше. Чтобы снять защитную зону, владельцам недвижимости придется заказать историко-культурную экспертизу, которая установит регламенты для работ рядом с памятником. Либо — докажет, что новое здание не повредит объекту. Как правило, эта процедура длится несколько месяцев и обходится в сумму от 100 тысяч и до миллиона рублей.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»