Выбор в качестве официального талисмана ЧМ-2018 года волка по имени Забивака спровоцировал бурю в соцсетях. Споры вызывает буквально всё — собственно само выбранное животное, его модные аксессуары и имя. «Фонтанка» собрала все вместе и узнала мнение экспертов на этот счет.
В апреле 2015 года стартовала кампания по выбору. Любой желающий мог предложить организаторам свой вариант. По итогам голосования, которое в течение мая того же года проходило на сайте talisman.fifa.com, пользователи выбрали 10 персонажей — амурский тигр, богатырь, волк, дальневосточный леопард, жар-птица, инопланетянин, космонавт, кот, медведь и робот. Далее за работу взялись студенты российских художественных вузов. На третьем этапе специальное жюри выбрало из 120 эскизов три. Ими оказались кот, волк и тигр.
Опять Мутко отличился
22 октября 2016 года в программе «Вечерний Ургант» на Первом канале прошло финальное голосование среди зрителей. В итоге с результатом 53% победил волк. Автором этого варианта стала студентка кафедры графического дизайна Томского государственного университета (ТГУ) Екатерина Бочарова.
Когда ведущий спросил у бывшего министра спорта Виталия Мутко имя талисмана, тот ответил, что это Забивака. «Это имя лучше всего отражает отношение российских игроков к футболу!» – заявил Мутко.
Вероятно, промолчи Виталий Леонтьевич, и того, что началось буквально в ту же секунду в соцсетях, возможно, не произошло бы. Пользователи принялись упражняться в остроумии.
Вопросы вызвали также и очки Забиваки.
Очки действительно кажутся ненужным девайсом для футболиста. Хотя в истории было несколько случаев, когда игроки выходили играть в очках. Самый известный из них — нидерландский футболист Эдгар Давидс, который страдает глаукомой. Но ему-то они нужны были исключительно по медицинским показателям. Официальный сайт FIFA дает другое объяснение волку-футболисту с очками: «Во время игры он надевает стильные спортивные очки, потому что считает, что они повышают его меткость. А еще он любит позировать для фото!»
Сработал имидж сборной
эфир [Фонтанка.Офис]
Кандидат искусствоведения, доцент департамента интегрированных коммуникций НИУ «Высшая школа экономики» Павел Родькин в эфире интернет-канала [Фонтанка.Офис] заметил, что считает: вся эта история не стоит такого количества разговоров.
– Я ни с чем не "рифмую" этот образ и ни с чем его не ассоциирую. Также я не участвую в таком общем народном креативе и деланье всевозможных фотожаб по одной причине: талисманы спортивных мероприятий – это очень специфический продукт, в котором не нужно искать никакого смысла. Вот никакого смысла — ни тайного, ни явного, ни позитивного, ни негативного — в нем нет по определению. И все эти насмешки и фотожабы образ Забиваки также не наполнят смыслом. Например, кто сейчас вспомнит талисман Олимпиады в Пекине? – заявил Родькин.
В то же время, по его словам, такое количество откликов в соцсетях свидетельствует об успехе талисмана, каким бы содержанием эти отклики ни были наполнены.
– С точки зрения чистого брендинга, если бы никакой реакции общества за этим талисманом не последовало, если бы он был воспринят равнодушно, то, наверное, это был бы провал. Поэтому здесь изначальная цель коммуникации достигнута — некоторый резонанс и отклик это вызвало. Степень негативности этих карикатур я бы тоже не стал переоценивать. Думаю, что здесь больше сработал имидж нашей футбольной сборной. Если бы сборная играла на уровне лучших команд мира, то, возможно, реакция была другой. Так что главный ньюсмейкер — это печальная игра нашей сборной. Сам по себе Забивака – вполне позитивный и удачный образ. Какие-то сверхтребования к нему бессмысленно предъявлять. Все талисманы спортивных мероприятий примерно в такой же стилистике исполнены, – считает он.
Бывший шеф-редактор официального сайта «Зенит» Егор Крецан, в настоящее время проходящий обучение спортивному менеджменту в университете Колумбии, также отметил отсутствие уникальности у современных талисманов и маскотов.
«Все эти талисманы делаются для сегодняшнего момента. Сейчас мы переживаем период одинаковых талисманов и маскотов. Лично я считаю, что волк хорош. Никакого отторжения он у меня не вызвал. Тем более приятно, что волк уже разошелся на тысячи картинок и мемов. И хотя коннотация у них, по большей части, издевательская, это все равно хорошо. Чем больше такого, тем больше людей об этом узнают. Мы не японцы, которые могут себе позволить выбрать в качестве талисмана Олимпиады квадратики и треугольники. В то же время мы и не бразильцы, которые могут позволить себе нарисовать веселого броненосца. Видимо, квинтэссенция нашей культуры в виде животного — это такой вот Забивака», – говорит Егор Крецан.
В то же время в истории отечественного спорта есть пример удачного талисмана — Мишка на Олимпиаде-80. О нем с теплотой вспоминают даже спустя 36 лет. Что нужно сделать, чтобы повторить тот успех, рассказал Станислав Яковлев, руководитель рекламного агентства SpecialOne, автор нашумевших зенитовских афиш к матчам.
«Это вопрос того, как организаторы занимаются раскруткой талисмана. В случае Олимпиады-80, на его раскрутку была брошена вся имперская мощь СССР. Благодаря этому у всех в головах и засел образ олимпийского Мишки. На самом же деле, если на него посмотреть отвлеченно и поставить его рядом с нынешним волком, он ничем отличаться не будет. Все зависит от организаторов, какие образы они передадут через талисман. Всем памятна слеза, потом как Мишка улетал в небо. То есть, в принципе, это просто хорошо поставленная и срежиссированная история. Если же ваш маскот просто бегает по трибунам, естественно, он быстро сотрется из памяти», – подчеркивает Станислав Яковлев.
500 долларов за Забиваку
Интернет-каналу [Фонтанка.Офис] удалось связаться и с самим автором Забиваки – Екатериной Бочаровой. Как оказалось, за свою работу она получила 500 долларов, перевод на бюджетную форму обучения и строчку в резюме.
- Какими дарами вас уже осыпали в родном Томске ?
– Пока только благодарностями. Цветы подарили. В университете меня перевели на бюджетное место, до этого три года училась на платном.
- В процессе создания вы его как-то сами назвали?
– Нет, в условиях конкурса такого не было. Нужен был только образ. Ну я и решила не думать над этим. Он был для меня просто волком.
- Откуда все-таки появились очки, ведь в футболе их не носят?
– Изначально в моем эскизе не было очков. Это уже работа профессиональных художников, которым отправляли на доработку наши эскизы. Видимо, они решили, что волку не хватает какой-то детали, которая бы запомнилась.
- В какой момент это произошло?
– Мне стало известно об этом, когда мы поехали уже в студию в Лондоне, где профессиональные мультипликаторы доводили эскизы до ума. Там и появились эти очки. Сначала меня это тоже удивило. Но мне объяснили, что в очки встроен электронный навигатор для более точных ударов и что они полезны при вспышках фотокамер, а ведь волк очень любит фотографироваться.
- Сколько у вас ушло времени на его создание? Как это повлияло на вашу учебу?
– Я рисовала где-то месяц. Интересная история была с тем, что я не успевала уложиться в сроки, и в какой-то момент появилась информация, что сроки продлили. В итоге я успела.
- Была информация, что вам заплатили за этот талисман всего 500 долларов. Это так?
– Этот договор был составлен еще до того, как я отправила свою работу. В нем было сразу прописано, что рисунок выкупается за эти деньги.
- Этот волк же теперь будет везде. У вас какие планы на его дальнейшее использование? Что вы можете и что не можете по договору?
– Ничего не могу. Могу только радоваться. У меня нет никакого ощущения несправедливости. Это очень большой опыт, который навсегда останется в моем резюме. Это важнее, чем любые деньги. Думаю, что благодаря этому у меня теперь не возникнет проблем найти работу по специальности.
- Вы наверняка видели все эти фотожабы, которые появились в Интернете после презентации талисмана. Как вы к этому относитесь?
– Нормально. Это ожидаемо. На любое творение найдутся желающие его обсмеять. Я отношусь к этому с иронией. Черный пиар — это тоже пиар.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»