Отмитинговав против моста Кадырова, жители “Балтийской жемчужины” собираются на новый протест - из-за строительства храма в память об авиакатастрофе в Египте.
Жители «Балтийской жемчужины» спорят о том, нужен ли им в районе еще один – третий – храм. Инициаторами его строительства выступили близкие и родственники горожан, погибших в авиакатастрофе в Египте, и даже уже успели получить ряд согласований от городских и федеральных властей. Протестующие уповают, что их не спросили, и настаивают на строительстве детского сада или школы вместо религиозного объекта.
В жилом квартале у Финского залива на юге города, где уже живет больше 20 тысяч человек, а к концу строительства будет больше 30, разгорается очередной скандал. Еще недавно жители новостроек вместе со всем городом переживали из-за появления нового имени у моста через Дудергофский канал – в честь Ахмата Кадырова (решение о наименовании пролоббировал губернатор Георгий Полтавченко, несмотря на многотысячные петиции против). На этот раз народное возмущение растет из-за намерения строительства церкви на берегу Матисова канала.
В конце сентября в Смольном согласовали передачу участка земли в 40 соток квартала 38-6 (зона общественно-деловой застройки) для постройки храма святого великомученика Димитрия Солунского. Сейчас на этой территории располагается пустырь, в обозримом будущем должен был появиться бизнес-центр, а по соседству – поликлиника и пункт полиции.
«Проект предусматривает возведение храма, никаких дополнительных сооружений на участке построено не будет. Постройка церкви будет за счет частичного урезания проекта парковки бизнес-центра. Поликлиника и пункт полиции, как и предполагалось ранее, будут построены инвестором ЗАО "Балтийская жемчужина" до 2020 года. Иначе его ждут очень серьезные штрафные санкции со стороны города», – рассказал «Фонтанке» один из инициаторов постройки нового религиозного объекта отец Сергей Кубышкин. У него в авиакатастрофе год назад погиб друг, с тех пор священник вместе с другими близкими жертв теракта постоянно собирается в Измайловском соборе, совершая панихиды в память о пассажирах самолета.
«На эти встречи приходят 80 – 100 человек. Еще в феврале у нас и появилась идея построить храм в честь памяти наших друзей, родных и близких. Нас поддержали в епархии. И мы обратились в городское правительство с просьбой подобрать участок. Вели переговоры с КГА и другими ведомствами, после чего нам предложили участок в «Балтийской жемчужине». Идею строительства там поддержал даже министр иностранных дел Сергей Лавров, который сообщил фонду «Рейс 9268» о готовности содействовать в контактах с китайскими инвесторами», – рассказал «Фонтанке» отец Сергий.
На вопрос о том, как связан жилой квартал «Балтийская жемчужина» с тематикой авиакатастрофы и не смущает ли родственников, например, близость моста Кадырова, священнослужитель пояснил, что в этом районе жили несколько погибших в Египте семей, а мост не так близок к будущему храму, как, например, проспект Героев.
«После обсуждения с жителями мы отказались от идеи захоронить в храме останки погибших в теракте, а также не будем создавать мемориал, чтобы не было напоминания о скорби. Это все будет на Серафимовском кладбище. В храме же будет совершаться особая молитва за 224 пассажира рейса 9268. Кроме того, на первом этаже будут работать воскресная школа и детский хор. Моя жена свободно владеет китайским, французским и английским и готова давать деткам бесплатные уроки по этим языкам. Сейчас же храмов в районе не хватает, действующие два в квартале рассчитаны на 100 человек, во время воскресной службы они не вмещают желающих. Мы были против того, чтобы строить храм в парковой зоне или в чьем-то дворе, храм будет построен в зоне общественно-деловой застройки. Кроме того, мы пообещали местным жителям, что колокольный звон будет совершаться пару раз в неделю после 10 утра, чтобы не беспокоить утренний отдых жильцов», – добавляет священнослужитель.
Предполагается, что храм будет построен на народные пожертвования, конкретная цена и сам проект еще не определены: приблизительная оценка – 100 – 200 млн рублей. На данный момент фондом, объединяющим родственников погибших, собрано несколько миллионов, однако уже есть договоренность с одним из благотворителей. По словам главы совета фонда «Рейс 9268» Ирины Захаровой, анонимный предприниматель – сам житель «Балтийской жемчужины», и, вероятно, помог бы, если бы храм строился и в другом месте, однако одним из его пожеланий было именно месторасположение в районе этого жилого комплекса. «Мы не используем бюджетные средства, и даже сейчас земля под храм нам отдается в субаренду. Нам нужно какое-то место для встреч, по сути – это строительство дома для 224 пассажиров. Мы не хотели ставить памятник в виде мертвой конструкции, мы хотели сделать что-то живое, например церковь. Жаль, что люди не понимают этого, а скатываются в обсуждение финансового вопроса о том, сколько стоили их квартиры. Это подло и низко».
Обратную точку зрения имеют жители «Балтийской жемчужины», объединившиеся в группу против строительства храма. Сообщество в соцсетях создали в конце прошлой недели, за несколько дней туда вступили 150 участников, впрочем, как говорят его активисты, тема на самом деле волнует многих и активно обсуждается в районе.
«О том, что у нас хотят установить мемориал и захоронить останки, говорили еще полгода назад, но тогда выступил против этого китайский инвестор, заявив, что не хочет поднимать тему скорби. Не хотели и жители: мы здесь живем, не всем хочется каждый день вспоминать о трагедии и думать о смерти, да и, в конце концов, люди покупали жилье в элитном квартале, где в проекте не было этой церкви. Так как инвестор был против, мы особо не волновались. А на прошлой неделе внезапно узнали, что постройка церкви уже согласована», – рассказала «Фонтанке» один из администраторов группы, житель одной из новостроек Мария Вдовкина.
О том, что жителей и муниципальную власть можно было бы и раньше предупредить и с ними посоветоваться, считает и депутат-коммунист МО «Южно-Приморский» Александр Зубов: «Ощущение, что над нами ставят социальный эксперимент. В районе все посвящено Великой Отечественной войне. Сначала нам, несмотря на протесты, подсовывают мост Кадырова, теперь эту церковь. Причем мы, муниципальные депутаты, узнаем обо всем из газет, а ведь нас выбирали горожане». По словам Зубова, жители «Жемчужины» выступают не против церквей, а за формальную логику: «В районе уже есть несколько храмов и церквей, зато не хватает детских садов и школ. Православным есть куда пойти, а детям… Вообще ощущение, что трагедией воспользовались, чтобы просто построить еще один храм».
Главный редактор портала ThePearl, освещающего жизнь «Балтийской Жемчужины», Людмила Левитина предложила «Фонтанке» обратиться к статистике. По ее словам, району нужны и детсады, и храмы, но в другом месте:
«Если мы говорим о строительстве детского сада, то нужно считать, наполнится ли он детьми. В нашем районе очередь – 3,5 тысячи детей, то есть садик точно нужен (в два новых садика с бассейнами в «Жемчужине» не попасть: мамочки жалуются, что в них льготников со всего района привозят). Будущий настоятель утверждает, что два храма, которые есть в нашем муниципальном округе, не вмещают всех прихожан. Статистика это подтверждает. Оба храма небольшие — вместе максимум на 500 человек. В округе живёт 117 тысяч горожан. Воцерковлены в России примерно 2 – 3% населения, то есть 2,3 – 3,5 тысячи в нашем округе. Но в ближайшие годы у нас построят ещё четыре храма: два в Южно-Приморском парке (один – на 1000 человек, другой – на 350), еще один (неизвестной вместимости) на проспекте Героев и на берегу Финского залива в «Балтийской жемчужине» (тоже на 1000 человек). С учётом того, что ни «Балтийская жемчужина», ни дома на Ленинском, улицах Маршала Захарова и Маршала Казакова ещё не достроены, ещё один храм нужен, но не в «Балтийской жемчужине», а где-нибудь на Маршала Казакова. По этой же статистике, после завершения строительства в «Жемчужине» будут жить 30 000 человек. То есть плюс 600 – 900 воцерковленных, а храма будет два — на 2000 человек».
Обе стороны отступать от своих намерений не собираются: в ближайшее время в микрорайоне пройдут два народных схода. Один проведут протестующие – против строительства храма, другой – инициаторы строительства, то есть отец Сергий.
Пока, впрочем, согласно опросам в закрытых группах жилых комплексов, мнение жителей разнится. Так, один из них показал результат 54,9 процента против храма, 28,8 процента – за, 16,3 процента – безразличны к ситуации, всего опрошено было 233 человека.
Отметим, что в Ленинградской области намерены установить памятник жертвам крушения самолета во Всеволожском районе. Правительство области из 28 проектов выбрало концепцию мемориала «Сад памяти». Проект представляет собой коридор из плит и металлоконструкций с именами всех погибших в авиакатастрофе с элементами ландшафтного дизайна. Система освещения позволит памятнику быть видимым с Дороги жизни и в темное время суток. Ожидается, что памятник откроют 31 октября 2017 года на Румболовской горе.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»