Жители Славянки штурмуют маршрутки, выстраиваясь в многометровые очереди. В районе, сданном два года назад, до сих пор не хватает общественного транспорта, а заодно школ, поликлиник и детсадов. Расчеты Смольного разошлись с реальностью.
Район Славянка на Колпинском шоссе задумывался как образцово-показательный проект Петербурга. В нем закупали жилье Минобороны и Смольный. Город впервые опробовал на нем схему строительства школ и дорог по контрактам государственно-частного партнерства (ГЧП).
В 2014-м район сдали. Жители заехали и обнаружили, что в нем не хватает школ и детсадов, а чтобы выехать на работу, надо отстоять очередь на маршрутку.
Каждое утро в Славянке начинается с квеста. Задача — выехать в Петербург с наименьшими временными потерями. А перед этим отвезти ребенка в школу или детсад. Записаться в них в самой Славянке — редкое счастье, говорят жители.
Выбраться из Московской Славянки в Петербург можно двумя способами — доехав до Пушкина, пересесть на электричку до Витебского вокзала или автобус. Либо — взять курс к метро «Звездная» через Московское шоссе.
По карте задача выглядит делом минут на 20. Сайт комитета по транспорту убеждает, что маршрутов достаточно. До «Звездной» доходят два автобуса, каждый с интервалом движения в 13-16 минут. До Пушкина — пять. Плюс к этому по Славянке курсирует несчетное число маршруток.
На практике все почему-то происходит иначе. «Утром из Славянки не выехать, вечером не заехать. Автобусов в час пик не хватает, утром они приходят битком», – описывает житель Юрий Николаев. Ожидание транспорта по утрам, с его слов, доходит до получаса. Пока маршрутка доезжает от южной, пятиэтажной части Славянки, до северной, девятиэтажной, места в микроавтобусах заканчиваются.
С момента передачи первых ключей в 2011-м в Славянку переехало 30 тысяч жителей. И это не предел, — по оценке застройщика ГК «Балтрос», после заселения всех домов в районе будет жить до 50 тысяч горожан. «Я живу здесь уже 3 года, и с каждым днем ситуация с транспортом становится все жестче и жестче», – добавляет еще один житель Славянки Виталий Суворов.
Хотя есть и светлые моменты. Перед лицом общей транспортной беды горожане стали дружнее. «Те, кто ездит на машинах, часто еще и соседей подвозят», – рассказывает Юрий Николаев.
В муниципальном образовании о проблеме знают. «Мы обращались в профильные комитеты и администрацию Пушкинского района», – говорит глава МО «Поселок Шушары» Руслан Тихомиров. Он объясняет – бюрократическая система не успевает реагировать на бурный рост района. Город опирается на данные о прописанных в домах горожанах, а они сильно расходятся с реальностью. В итоге, из-за нерелевантной статистики, комитет по транспорту не может обосновать потребность в маршрутах, рассчитать их прибыльность и отказывает муниципалам в заявках.
На вопросы «Фонтанки» бюджетный перевозчик тоже разводит руками. «Мы каждый год, по мере возможности, усиливаем автобусное сообщение со Славянкой, но, к сожалению, не можем радикально нарастить трафик, – говорят в СПб ГКУ «Организатор перевозок». – Иначе придется снимать автобусы с других линий».
Коммерческие перевозчики также приходят в квартал с отставанием. Эта процедура тоже строго регламентирована и занимает около полугода, объясняет Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров. Сначала комитет по транспорту включает новые линии в реестр маршрутов, затем проводит расчеты, как возить жителей, и, наконец, объявляет конкурс.
Василию Киселеву такая система кажется крайне закостенелой. «Никто не понимает, почему в пятимиллионном городе есть дикие углы, в которые не доехать, хотя есть негосударственные инвесторы, которые готовы вкладывать деньги», – говорит он.
Впрочем, как ни странно, проблема Славянки не в нехватке транспорта. А точнее — не только в ней. Район оказался в тисках низкокачественной инфраструктуры. Даже существующие автобусы в часы пик стоят в пробках вместо того, чтобы везти на работу жителей.
С одной стороны — Московское шоссе, которое забивается из-за паркующихся фур. С другой Славянку отрезал от Пушкина железнодорожный переезд. «Каких-нибудь 5 километров до дома я могу проехать за 15 минут, а могу простоять больше часа. Районные чиновники нам постоянно обещают строительство виадука, но потом уходят на повышение в администрацию и забывают об этом», – описывает Виталий Суворов.
Вдобавок до Колпинского шоссе добралась стройка СПАДа — скоростной платной трассы Москва – Петербург. Теперь, как по расписанию, каждый день с 7 до 8.30 на шоссе собираются пробки.
Снизить поток автотранспорта могло бы строительство социальной инфраструктуры и крупных магазинов. Жители возят детей в поликлиники, школы в Павловск и Пушкин. «Как минимум нам не хватает 2 школы по 1100 мест, с детскими садами полегче. А поликлиник у нас нет во всем муниципальном образовании — в Центральной усадьбе Шушар, в Ленсоветовском», – говорит Руслан Тихомиров.
Необходимой социальной инфраструктуры жителям придется ждать еще годы. Застройщик выполнил все свои обязательства. Но, как оказалось впоследствии, город изначально не запроектировал нужное количество школ и детсадов.
Проект первого здания школы на пересечении Колпинского шоссе и Промышленной улицы будет готов только к концу 2018 года. В этом октябре комитет по строительству заключил контракт с «Ленпромтранспроектом». Поликлинику для детей и взрослых придется ждать еще по меньшей мере 3 года. Конкурс на ее строительство в рамках контракта государственно-частного партнерства только объявлен.
Кроме того, в планах правительства расширение Колпинского шоссе до 4-х полос. Пробок будет еще больше. Но главное, что все построят. «Надо просто потерпеть», – говорит Руслан Тихомиров.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»