В Финляндии школьников, которые плохо читают, отправляют к «библиотечной собаке». Оказалось, что это гораздо эффективнее, чем понукать или ругать ребенка. Педагогическая технология проста: ребенку предлагают почитать собаке вслух. Почему именно собаке? Да потому, что животное никогда не скажет, что ты читаешь хуже одноклассника Васи и что вообще в твоем возрасте пора уже цитировать наизусть главы из «Войны и мира». Главное требование к собаке — дружелюбие. «Библиотечным» может стать любой пес, которому нравится быть в кругу детей. Учителя утверждают, что методика приносит хорошие результаты. Собак в качестве благодарных слушателей в школах уже стали использовать в Эстонии. А финны пошли дальше. И, если нет подходящей собаки, «приглашают» в школу морских свинок. А вот кошки, по мнению педагогов, не подойдут — они не социальные животные и могут проявлять высокомерие и равнодушие к стараниям чтецов.
В Петербурге первый эксперимент с «библиотечной собакой» провели в гимназии №204 с углубленным изучением финского языка. Технологию «подсмотрела» у финских коллег заместитель директора гимназии Ольга Миловидова. Ее пес БайДи стал первой российской «библиотечной собакой» – он постоянно бывает в Суоми со своей хозяйкой и был признан годным для ответственной работы. Благодаря постоянным разъездам у БайДи есть паспорт, полный комплект ветеринарных справок — и ангельское терпение.
Сегодня, когда из-за аллергий и бюрократических ограничений «живые уголки» остались в прошлом, визит «собаки для чтения» в школу становится для детей настоящим событием. «Фонтанка» понаблюдала, как работает первый в России «библиотечный» пес.