Спустя три недели после открытия выставки Яна Фабра в Эрмитаже до общественности дошло послание Михаила Пиотровского - Интернет заполнился протестами.
Часть посетителей и примкнувших к ним неравнодушных требуют закрыть выставку, а в некоторых случаях – даже уволить директора музея.
Причина ожидаема: как уже писала "Фонтанка", в одном из залов комплекса в Главном штабе размещена инсталляция, в которой использованы чучела собак и кошек, причем собаки подвешены на крюках – как бы «возносясь» в небеса. Все это полуприкрыто лентами, спускающимися с потолка, – цветными в случае с собаками и белыми в случае с кошками.
В день открытия выставки Ян Фабр специально уточнял, что отношение в Бельгии к животным – самое что ни на есть трепетное, но при этом, как и в России, случается, что люди выбрасывают питомцев на улицу, и те потом попадают под машины на шоссе или погибают по другим причинам. Собственно, чучела, которые использовал Фабр, – как раз такого происхождения, и убил их не он, а жестокость бывших хозяев, из-за которых те стали жертвами ДТП.
К провокационности выставки руководство музея готовило горожан весь год, предупреждая, что темы будут острыми, уже не говоря об исполнении. Чтобы снизить накал страстей, самые будоражащие нервы инсталляции (включая как раз ту, что вызвала скандал) были вынесены из основной, дворцовой части музея, в Главный штаб. На посещение этой части выставки было наложено ограничение «16+».
Не помогло: Эрмитаж накрыло волной негодования, причем с каждым новым пересказом в Интернете описание выставки усугублялось леденящими душу подробностями. И якобы трупами кошек и собак осквернили Зимний дворец (хотя инсталляция демонстрируется не там), и якобы на ней показывают распятую кошку (хотя на выставке нет такого экспоната), и «дети смотрят» (про возрастное ограничение мы уже писали).
Инстаграм заполнился хэштегом #позорЭрмитажу, который был использован уже более пяти с половиной тысяч раз. Одним из тех, кто «накрутил» нервы общественности (не без пользы для себя), стала певица Елена Ваенга. В лучших традициях высказывания «а у вас негров линчуют» она умудрилась в одном посте отбояриться от высказанных ей ранее претензий по поводу езды по встречной полосе задним ходом и натравить людей на Эрмитаж. Сработало: правонарушения певицы больше никого не интересуют!
Не обошлось и без Виталия Милонова. В интервью радиостанции «Говорит Москва», он назвал выставку «плевком в душу российскому народу», а попутно невольно обозначил свою позицию в споре Константина Райкина и Минкульта.
«Если мы скажем что-то против, вылезут сразу хранители русского искусства вроде Райкиных, и будут опять возмущаться, как единственные хранители высокого эстетического чувства, и будут жаловаться на нас», – сказал депутат теперь уже Государственной думы.
Экспонаты выставки он назвал «пошлятиной», «мерзостью» и «галиматьей», самого Яна Фабра – «бомжом от искусства» и «каким-то экспериментатором», а решение Эрмитажа о проведении выставки – «самодурством» и «полным идиотизмом».
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский был вынужден объясняться. С присущей ему интеллигентностью он не стал прямо указывать посетителям на их невнимательность и даже сказал, что взбудоражить общественность – как раз и было целью Эрмитажа.
«Крик в защиту животных, действительно, правилен, и мы разбудили людей, заставили об этом говорить, – сказал он, встретившись в минувшую пятницу с журналистами на открытии выставки коллекции Захара Смушкина. – Ян Фабр рассказывает именно про то, что люди, которые на словах «любят животных», порой выбрасывают их на улицы, и тогда они погибают под колесами машин на дорогах. Фабр своим острым рассказом возбуждает общественное мнение и еще раз показывает, что искусство на самом деле очень сложно, а не так примитивно, как его понимают».
На авансцену просился эпизод знакомства Шерлока Холмса и доктора Ватсона: «Я должен Вас поздравить, Ватсон, Вы сделали, в общем, правильные наблюдения. Вы ошиблись только в знаке: нужно было поставить плюс, а Вы поставили минус. Я действительно имею прямое отношение к преступному миру. Я сыщик».
Пиотровский пообещал рассказать горожанам, какое количество чучел животных хранится во всех музеях мира, включая и мумии из египетских гробниц.
«В Эрмитаже есть чучела любимых собачек императоров, чучела любимых коней императоров – я не говорю о Кунсткамере и Зоологическом музее. Вспомните, какое количество животных изображено на картинах, и это все убитые животные. Мы только что показывали отреставрированную картину ван дер Хелста – страшное, только что освежеванное тело свиньи. Это разговор о Голландии того времени, и мы несколько раз пытались объяснять, сколько в этом разных смыслов».
При этом директор Эрмитажа напомнил, что вообще-то одна из примет Эрмитажа – это десятки кошек, живущих в его подвалах: о них заботятся, кормят их и проводят медицинские обследования – так что предъявлять музею обвинения в поддерживании живодерства – абсурдно и цинично.
«Наш музей уж более других и в самые тяжелые времена привечает животных и заботится о них, – развел руками Михаил Пиотровский. – Надо сказать, что эрмитажные кошки появились тогда, когда громадное количество «любителей животных» в голодные годы выбрасывали этих животных на улицы. И с этих улиц сотрудники Эрмитажа их подбирали. Так что эрмитажные кошки – одно из свидетельств того, что Эрмитаж знает, о чем говорит и что делает».
Чтобы ответить авторам хэштега против Эрмитажа, в музее решили запустить свой хэштег – #кошкизаФабра. Раскрутится он или нет, сказать пока сложно: его носит еще менее сотни публикаций. Сейчас на страничке музея и в других публикациях можно увидеть комментарии с бранью в адрес руководства (что характерно, администраторы их не удаляют, оставляя пространство для диалога), но есть и взвешенные оценки.
«У меня к деятелям искусства нет вопросов, это их мир, мне он не близок, – делится мнением одна из пользователей. – Меня бесят те, кто вообще головой не думает: строит из себя эстета, а суть не ловит».
«Я категорически против цензуры, – пишет другая. – Лично для меня жуки – тема невыносимая. Но и творения Шилова, например, тоже: тем не менее, его никто зеленкой не поливает и рук по этому поводу не заламывает. Я бы оставила каждому своё, надоели уже эти "суды присяжных", рассуждающих о том, что можно показывать, а что – нет...»
Выставка Яна Фабра по графику проходит до 9 апреля.
Алина Циопа,
"Фонтанка.ру"