"Говорящие бесы", "торговки тухлой рыбой" и "неоязычники" — эти эпитеты уже открыто летят в адрес тех, кто не хочет, чтобы под окнами домов звонили колокола, а в парках и скверах появлялись религиозные постройки. «Фонтанка» вспомнила риторику общения православных и атеистов.
"Говорящие бесы", "торговки тухлой рыбой" и "неоязычники" — эти эпитеты применялись в последнее время к борющимся за сохранение парков и скверов Петербурга против постройки там религиозных объектов. Митрополит Варсонофий, освещая на днях храм на Гражданском проспекте, добавил деталей и подробностей во взаимоотношения РПЦ и невоцерковленных.
"Однажды я приехал в один город освящать закладку храма. Начал служить молебен. Люди стоят, но не крестятся. А когда я стал окроплять это место и людей святой водой, они закричали: "Уходи отсюда, мы не хотим!" Я понял, что эти люди – противники строительства. Когда на них попала святая вода, бесы в них и заговорили", – заявил владыка, выступая перед небольшой аудиторией, человек 20, пришедшей помолиться в освященный храм на берегу Муринского ручья.
Он строился больше 15 лет на месте деревянной часовни в память Александру III, закрытой в 1930-х и разобранной в 1942 году солдатами, расквартированными в Ручьях. Церковь, которую освятил Варсонофий, называют самым большим храмом, построенным в 21-м веке в Петербурге. Впрочем, шумных протестов его строительство не вызывало, в Сети можно найти отдельные возмущения.
«Попы клятвенно обещали, что звона не будет, чем успокоили народ, — и солгали. Колокола навесили. Звенят ровно под окнами многоэтажки», – вспомнил один из местных жителей.
В 2010-х на ситуацию обратили внимание градозащитники, когда храму выделили дополнительные земли, причем так, что церковная территория, в случае ее застройки (а такие планы появились — строительство второй церкви), перегораживала вход в парк. «Теперь, чтобы зайти в парк, маме с коляской придется обойти церковь и пройти еще 150 метров по проспекту Луначарского. Однако это еще не все минусы церковного новостроя. Когда вы пойдете вглубь парка, в сторону Муринского ручья, у вас будет выбор – или идти вдоль забора по узкой тропинке, ведущей налево, или свернуть направо, на широкую аллею. Конечно, любой нормальный человек выберет аллею. Таким образом, часть парка окажется непроходной. А как показывает практика, те места, где граждане не гуляют, быстро приходят в запустение и превращаются в помойку», – комментировал тогда эксперт центра ЭКОМ Александр Карпов.
Впрочем, об этом митрополит не вспоминал, когда освящал храм Сретения Господня, зато припомнил свое детство: как пояснил Варсонофий, он жил в селе, где храма не было, а до ближайшей церкви за 20 – 40 км приходилось добираться автостопом, на попутках.
"В древности людей, у которых не было храма, было больше, чем тех, которые имели его. Часто батюшки говорят: те, от кого храм далеко, идут в него, а те, у кого он рядом, не идут. Мы не должны повторять эти ошибки. У жителей Калининского района теперь есть храм, необходимо им дорожить, приходить сюда, спасать здесь свою душу", – цитирует владыку сайт митрополии.
"Когда появилось христианство и стали строиться храмы, то пространство бесов уменьшилось... В наше время, когда на каком-то участке строится храм, выступают люди, которые против этого. Получается, что они выступают против Христа: "Мы не хотим с Ним быть". Бесы сказали то же, они не раскаялись перед Спасителем, а попросили не посылать их в бездну. Но они не хотели и быть со Христом. И Господь повелел им войти в свиней. Дело бесов – совершать зло, поэтому они, войдя в свиней, нанесли урон местным жителям", – заявил Варсонофий, вспомнив евангельскую историю об исцелении бесноватых в стране Гадаринской, и добавил, что те, кто не разрешает строить храмы, "уподобляются гадаринцам" (прогнавшим Христа после того, как он изгнал бесов из местного жителя).
Новое звание тут же примерили на себя живущие в «Балтийской жемчужине» – именно там на данный момент расположена последняя "горячая точка" противостояния. В жилом квартале на берегу Матисова канала родственники погибших в авиакатастрофе над Синаем пассажиров решили построить храм в память о жертвах теракта. Впрочем, мемориальным он стал уже после крушения самолета, благословение на его постройку митрополит выдал настоятелю Сергею Кубышкину немногим ранее. Спустя год уже и в Смольном согласовали передачу участка под нужны храма, что стало новостью для проживающих там, они были уверены, что инвестор-застройщик квартала не допустит появления в сердце жилой зоны напоминания о смерти. Кроме того, жители настаивали, что в районе гораздо актуальнее строить социальную инфраструктуру, а что касается храмов, то в пешей доступности для верующих там их несколько штук.
«За время нашего протеста как нас только ни называли. Теперь мы еще и бесноватые», – иронизируют местные жители, вспоминая, что в устах Виталия Милонова в конце октября они стали «торговками тухлой рыбой, оказавшимися жителями элитных кварталов». «А бесноватые вот чем занимаются на месте строительства храма», – смеются участники протестного сообщества, публикуя фотографии с прошедшего на выходных боя снежками, который должен был примирить противников и поборников строительства храма. Впрочем, в другой ветке обсуждения слов митрополита они вновь вернулись к перепалке.
«Зачем людей-то бесноватыми называть? Не зная их, не общаясь, сеять ненависть и рознь между соседями?» – пишет Елена.
«Если бы "горячей точки" на Матисовом не было – ее следовало бы придумать... Как иллюстрацию. Этот тот самый случай, когда совершенно очевидно выявляется эта самая немотивированная ненависть, доведшая ситуацию в московской Торфяновке до сегодняшнего абсурда», – отвечает Анна.
Упомянутая точка в московской Торфяновке также стала в последнее время примером для нового наименования градозащитников и даже нового правоприменения: задержанных в понедельник активистов в телесюжетах обозвали неоязычниками и даже заподозрили в оскорблении чувств верующих (ст. 148 УК РФ). Свое мнение в связи с этим высказывал даже патриарх, который обозначил некую догму по общению православных в Интернете и спорам с борцами с храмами.
«Информационное поле — взрывоопасное пространство, где«шум» — это пустые слова, произнесенные ради тщеславия, ради того, чтобы показаться умным и остроумным, которые сами по себе не несут важной для тебя смысловой нагрузки», и «чем меньше мы обращаем внимания на шумы, тем больше мы сохраняем своей энергии, своего внутреннего потенциала», – цитирует его сайт «Православный мир». Тем не менее, по словам Кирилла, вести интернет-споры нужно, «не нужно уходить от борьбы, иначе это малодушие».
«В течение всей нашей истории храмы строились в самых красивых местах. И что было бы, если бы наши благочестивые предки поступали иначе? У нас вообще страна была бы безликая!» — цитирует патриарха «Интерфакс». По его мнению, храмы привлекают отечественных и зарубежных туристов и меняют к лучшему обезличенные новые районы. «Обычно против строительства храмов выступают защитники скверов или парков, однако часто такие выступления связаны с политической борьбой, языческой ненавистью к кресту Христову или частными интересами. Кроме того, как правило, аргументы против строительства храмов не выдерживают критики».
«Фонтанка» попросила петербургских депутатов и градозащитников оценить риторику общения с православными деятелями и уточнила, признают ли они, что «в них заговорили бесы». Однако собеседники бесов не признали.
«Варсонофий, видимо, лучше знает, как выглядят бесы, я их лично не видел. Но хотелось бы напомнить митрополиту, что мы живем в светском государстве, где верующие и не верующие имеют равные права. В том числе право на благоустройство окружающей среды, за что борются защитники парков, протестуя против строительства в них церквей», – сказал яблочник Борис Вишневский.
Депутат Максим Резник сообщил «Фонтанке», что на данный момент находится в составе парламентской делегации в Израиле, где как раз и занят изгнанием из себя нечистой силы, впрочем, потом добавил, что уверен, что бесы – это как раз те, кто сеет рознь между людьми.
И, наконец, градозащитник Александр Карпов и вовсе не заметил проблем в общении православных и атеистов: «Я не вижу проблем в общении с православными, я вижу проблемы у тех, кто разговаривает с бесами. Если они их слышат или не слышат их, то это вполне себе медицинский диагноз, а вовсе не по нашей части».
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»