21 ноября 1963 года на Центральном переговорном пункте Ленинграда появилась возможность самому позвонить в Москву, без помощи оператора. И все благодаря появлению первого в СССР телефона-автомата для междугородней связи. Об этом в очередном выпуске программы Nota Bene рассказывает Константин Ранкс.
Надо отметить, что вообще-то телефон-автомат, то есть аппарат, который позволяет за установленную плату самостоятельно связаться с каким-либо абонентом, появился еще в конце XIX века — сначала он был продемонстрирован в 1890 году на выставке в Париже, а затем его клоны появились в США. Однако здесь есть нюанс — часто телефон мог работать без барышни, соединяющей с абонентом, а вот без контролера, взимающего плату, — нет.
Автоматический набор стал возможен благодаря созданию в 1888 году американцем Алманом Строуджером так называемого декадно-шагового искателя, который прочно ассоциируется с диском набора телефонного номера. Строуджер уже в 1892 году начал выпуск своих автоматических телефонных станций. СССР, несмотря на свою технологическую слабость (имеется в виду – изобретателей было полно, а вот возможностей воплотить изобретения в металле не так много), всё же упорно шел по магистральному пути прогресса, и в 1927 году именно в Ленинграде стали производить свои АТС. С 1930 года телефоны-автоматы внутригородской связи стали устанавливаться по всему городу.
К концу 50-х годов позвонить из телефона-автомата для жителей Ленинграда, Москвы или столиц союзных республик было обычным делом. А вот звонок по междугородней связи все равно требовал заказа у оператора. Но вот в 1963 году, в ноябре, на Центральном переговорном пункте по адресу: улица Герцена (а ныне Большая Морская), дом 3/5, установили довольно большой ящик, который надо было кормить каждую минуту монетками по 15 копеек. Для сравнения — столько стоило хорошее мороженое. Кстати, внутригородская минута разговора обходилась в 2 копейки.
Позвонить с этого автомата можно было поначалу только в один город — Москву. И тем не менее это был огромный прорыв в возможностях общения. Модные молодые люди любили щегольнуть фразой «звонил в Москву по автомату...». Вскоре список городов стал расширяться за счет столиц союзных республик. Ну а потом междугородние автоматы стали появляться и в других местах города.
Примечательно, что технически позвонить по межгороду можно было и с городских, 2-копеечных телефонов-автоматов. Помнится, как в 1977 году мой однокурсник в Вильнюсе под большим секретом, загораживая диск своим телом, набрал какой-то код, и я спокойно дозвонился до Риги. Потом он позвонил в Москву. Приятель объяснил, что про это не говорят открыто не из политических ограничений, а просто потому, что автомат не замечает разницы, с каким абонентом устанавливает связь, и мы платим по-прежнему 2 копейки в минуту. К сожалению, через неделю приятель сказал, что код доступа сменили и халява закончилась...
В конце 80-х годов уже появились новые поколения телефонов-автоматов, гораздо более умных, которые стали обеспечивать связь со всем миром, взимая дифференцированную плату, ну а затем... пришло время мобильной связи. Но это — уже другая история.
Архив всех выпусков программы Nota Bene здесь.