Сегодня ночью в России стартовала акция распродаж «Черная пятница». Как и в прошлом году, ее участники пообещали скидки до 90%. Настоящие ли они, пыталась понять «Фонтанка».
В этом году помимо привычных продавцов бытовой техники и электроники, товаров для дома и одежды в «Черной пятнице» примут участие автоcалоны, музеи и театральные кассы. Несмотря на обещания организаторов более тщательно следить за «честностью» распродажи, покупатели продолжают ловить продавцов на искусственных скидках и спецпредложениях, которые ничем не отличаются от обычной цены. Если в прошлом году изменения цен накануне акции объясняли скачками курса, в то в этом — программными сбоями.
По уже устоявшейся традиции всероссийская акции распродаж «Черная пятница» началась в четверг — официальное начало состоялось в полночь 24 ноября. Но в отличие от прошлого года, площадок, аккумулирующих спецпредложения, в этот раз будет две. Как ранее сообщала «Фонтанка», не желая больше сотрудничать с организатором BlackFridaySale, крупнейшие онлайн-ретейлеры, входящие в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ), создали собственный ресурс со схожим названием – RealBlackFriday.
Впрочем, покупатели от соперничества только выиграли — общее число участников акции выросло более чем в полтора раза. BlackFridaySale удалось, как и в прошлом году, собрать около 300 продавцов, RealBlackFriday — еще около 200. Однако количество спецпредложений у проекта АКИТ оказалось скромнее — 15 тысяч товаров против 100 тысяч у BlackFridaySale.
Зато состав участников стал более разнообразным. К примеру, в акции на площадке RealBlackFriday примут участие 126 дилеров Ford, компания «АльфаСтрахование», сеть отелей Azimut Hotels и музей «Эрарта», в BlackFridaySale – сервис по продаже авиабилетов Ozon.travel и «Тинькофф.Страхование».
Ряд магазинов, фитнес-клубов и т.д. проводят акцию сами, не присоединяясь ни к каким площадкам.
Проверка на честность
Максимальная скидка, заявленная организаторами, как и в прошлом году, составляет 90%. По оценке BlackFridaySale, она будет распространяться примерно на 20% товаров, что примерно соответствует показателям 2015 года.
Однако крупнейшие ретейлеры в этот раз дали более сдержанные обещания. К примеру, «М.Видео» готова предоставить дисконт до 40 – 60%, «Связной» – до 50%, DNS – до 45% «Буквоед» – до 33%. Причиной такой политики может быть более жесткий контроль со стороны организаторов. Как пояснили «Фонтанке» в пресс-службе RealBlackFriday, некоторые предложения участников не прошли модерацию, оказавшись не ниже или даже выше, чем в обычный день, и были отправлены на доработку. В BlackFridaySale также заверили, что проверяли участников на предмет завышения цены накануне акции.
При этом, как и в прошлом году, реальные скидки зачастую оказываются скромнее заявленных.
К примеру, у «М.Видео» в списке лучших предложений «Черной пятницы» максимальным оказался дисконт в 36% на пылесос Dyson DC42 Allergy. Зато эта скидка оказалась вполне реальной. По данным портала priceanalytic.com, позволяющего отслеживать изменение цен на различные товары, накануне акции средняя цена на это устройство по рынку была 43 100 рублей, тогда как «М.Видео» предлагает его за 22 990 рублей.
А вот телевизор Samsung UE32K5100AU, на который ретейлер снизил цену на 17%, до 19 900 рублей, за несколько дней до акции в среднем по рынку стоил немногим больше — 20 850 рублей.
Ограничив размер дисконта, участники акции более тщательно подошли к отбору акционных товаров. Например, если в прошлом году спецпредложение «Связного» на смартфоны и планшеты распространялось на производителей второго эшелона, то в этом году — и на топовые бренды, хотя и «предыдущей коллекции». К примеру, iPhone 6 16GB можно купить за 39 990 рублей вместо прежней стоимости 41 990, iPhone 6s 64GB – за 49 990 рублей вместо 65 990 рублей. Но, по данным портала priceanalytic.com, средняя цена по рынку на данные устройства за день до акции была ниже этого предложения – 38 177 и 49 587 руб. соответственно.
Впрочем, в данном случае претензию ретейлерам предъявить затруднительно. «Речь не идет о выставлении самой низкой цены на рынке, а о снижении по сравнению с ее обычным размером в конкретном магазине», – пояснили в пресс-службе RealBlackFriday.
Между тем пользователи соцсетей все же жалуются на попытки «поиграть ценой» накануне распродажи. Так, жительница Ростова-на-Дону сообщила о том, что парфюмерная сеть «Л'Этуаль», прежде чем дать скидку 50% на тушь Maх Factor, подняла ее в два раза — с 800 до 1600 рублей. Об аналогичном росте цен сообщили покупательницы из Тулы и Красноярска. В пресс-службе «Л'Этуаль» случившееся объяснили «программным сбоем» и заверили, что в данный момент цена скорректирована.
Читательница «Фонтанки» Елена обратила внимание на «искусственную скидку» в спортклубе AlexFitnes. По ее словам, в рекламном смс компания предложила в честь «Черной пятницы» годовой абонемент за 9900 рублей. «Но это их обычная акция. Месяц и два месяца назад цена была такая же», – говорит она. В компании на момент публикации ситуацию не прокомментировали.
Ford пообещал, что в его дилерских салонах с 24 по 30 ноября машину можно будет купить с выгодой до 10%. Максимальная скидка в абсолютном выражении на модель Ford Kuga в комплектации Titanium – 170 тыс. рублей. Однако в примечании уточняется, что дисконт рассчитывается «на базе максимальной розничной цены с учетом всех действующих специальных предложений», а именно программы «трейд-ин» и Ford Credit. Впрочем, точно такую же скидку, воспользовавшись этими акциями, в сети «Аларм-Моторс» можно было получить с 1 ноября, следует из сайта дилера.
Генеральный директор компании Борис Мухин, пообещал, что в день распродажи предложение все-таки будет «более интересным, чем сейчас», но реальную скидку клиент сможет узнать, только придя в салон. «Переговоры с каждым клиентом индивидуальны», – заявил он.
Впрочем, организаторы признают, что полностью проконтролировать добросовестность ретейлеров не могут, и призывают пользователей сообщать о выявленных ими нарушениях.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»