Чиновников Смольного, просто предпринимателей и депутатов ЗакСа спикер Макаров решил повести к светлому, призвав скинуться на достройку храма. Того самого, напротив которого год назад, испугавшись за сограждан, со здания дореволюционной постройки сбили горельеф Мефистофеля.
Чиновников Смольного, депутатов ЗакСа и городских предпринимателей призвали принять участие в аукционе, чтобы собрать деньги на достройку храма Ксении Блаженной на Лахтинской улице. Того самого, который находится напротив дома, где раньше висел горельеф Мефистофеля. Среди лотов – ковер депутата Ваймера, сервиз депутата Мельниковой, картина художника Ромасюкова, персонаж которой как две капли воды походит на сбитого, но так и не восстановленного беса.
В первый день зимы депутаты ЗакСа, чиновники Смольного и бизнесмены соберутся на благотворительный вечер в Культурном центре Елены Образцовой на Невском проспекте. На данный момент участие в мероприятии подтвердило порядка 60 человек: половина – люди служащие, половина – из коммерции. На торжественном приеме будут проводить аукцион, вырученные деньги от которого пойдут на достройку храма Ксении Блаженной на Лахтинской улице.
Приглашение пришло всем депутатам ЗакСа (единороссам отдельно афишировали мероприятие на заседании фракции). Еще одно письмо улетело от комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Документ был разослан по всем администрациям районов: «Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка предлагает довести указанную информацию о благотворительном аукционе до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территориях районов Санкт-Петербурга, желающие помочь в строительстве храма могут перечислить пожертвования на счет прихода храма святой блаженной Ксении Петербургской», – говорится в послании. Через некоторое время после его рассылки информация об аукционе с призывом поучаствовать появилась на сайтах муниципалитетов, районов и даже в группах школ в социальных сетях.
Большинство парламентариев и чиновников отнеслось к аукциону равнодушно: кто-то, понимая, что от личного приглашения спикера ЗакСа отказываться нехорошо, занес мероприятие в свое расписание, кто-то махнул рукой. "В своих районах участвуем в разнообразных благотворительных ярмарках, продаем вещи в помощь детям. В этом мероприятии участвовать не собирались, у нас другие планы", – сообщили в личном общении несколько депутатов корреспонденту «Фонтанки». Другие, напротив, подтвердили, что намерены прийти, поучаствовать в роли покупателей, отдельные парламентарии даже предоставили несколько лотов. Например, депутат Александр Ваймер решился продать свой ковер с изображением Петра Первого минимум за 25 тысяч рублей.
Кстати, о лотах – в каталоге их больше 100. В основном жертвователи продают картины. Так, Царскосельская янтарная мастерская предоставила для аукциона панно «Цветок». Кафедра живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица – почти два десятка картин гуашью и акварелью. Депутатам и чиновникам также предложат новогоднюю карамельную елку за 50 тысяч, держатель для салфеток из бисера за 15 тысяч рублей, лоскутное одеяло с картой Ленобласти за 60 тысяч рублей. Телеведущая, артистка Ирина Смолина решила на аукционе продать свои валенки с галошами 38 размера за 10 тысяч рублей. Глава Невского района Константин Серов выставил на продажу 5 икон по 20 тысяч рублей. Сам культурный центр Елены Образцовой предоставил благотворителям декоративный ковер, подаренный к 50-летию творческой деятельности народной артистки СССР, за 25 тысяч рублей и перчатки чемпиона мира по смешанным единоборствам Федора Емельяненко с автографом за 50 тысяч рублей. В них спортсмен победил бразильца Педро Хиззо в 2012 году в Ледовом дворце во время Международного экономического форума в присутствии Владимира Путина, подчеркивается в каталоге в описании лота. Анонимный жертвователь предоставил для восстановления церкви Ксении Петербургской парагвайскую шляпу за 15 тысяч рублей и Евангелие 1687 года издания за 20 тысяч рублей. Депутат ЗакСа Анастасия Мельникова решила расстаться с сервизом с Императорского завода (его продают за 40 тысяч). Директор некоммерческого партнерства «Медико-фармацевтические проекты ХХI век» Дмитрий Чагин попрощается с двумя графиками Александра Бенуа – их отдают минимум за 35 тысяч каждую.
В приглашении помимо каталога организаторы предлагают участникам несколько фильмов, связанных с постройкой храма на Лахтинской улице. Согласно пересказанной в них истории, инициаторами строительства церкви выступили участники общества инвалидов Петроградского района, несколько раз место расположения храма менялось, но в итоге, по заверению служителей РПЦ, выбрали именно то, где когда-то жила Ксения Петербургская. Когда были получены документы, неожиданно нашлись несколько строительных компаний, готовых в долг построить церковь. В интервью для создателей фильма строители держат в руках икону и утверждают, что, когда у них возникают проблемы, только с помощью святой они и разрешаются. Упоминается в фильмах и про протестующих против строительства храма: мол, перед тем, как на церкви появились купола, местные жители «ложились под забор» и предлагали вместо церкви открыть дом для инвалидов, но (не без помощи божьей, естественно) их желанию не суждено было реализоваться.
ВИДЕО:
Организатором аукциона при поддержке Законодательного собрания и спикера Макарова уже второй год подряд становится общество «Благовест». В реестре юрлиц, по данным СПАРК, зарегистрировано 23 ноября 2015 года по адресу: Гатчинская, 12 (в двух шагах от храма и сбитого бюста Мефистофеля). Владельцем является Андрей Николаевич Козодаев. В Петербурге его помнят как видного чиновника эпохи Валентины Матвиенко, коллегу Андрея Степаненко, возглавлявшего Фонд имущества. До апреля 2014-го Козодаев руководил Проектно-инвентаризационным бюро Петроградского района. После увольнения с государственной должности стал главой коммерческой организации «Первое кадастровое бюро», в ЕГРЮЛе он также значится собственником еще нескольких компаний разного профиля. Помимо этого, Козодаев входит в состав учредителей благотворительного фонда «Прииди и виждь», известного морским крестным ходом Кронштадт – Сура. Интересно, что кроме него в фонде принимают участие жена ресторатора Евгения Пригожина Любовь, менеджер компании «Конкорд» Владимир Лыпарь, экс-генеральный директор «Теплосети Санкт-Петербурга» Евгений Хачатуров и еще несколько видных городских деятелей. В анонсе аукциона также указаны контакты сына депутата ЗакСа и экс-главы Петроградского района Антона Гладунова и управляющего фондом «Благовест» Антона Попова.
По данным организаторов мероприятия, в прошлом году аукцион смог собрать почти 4 млн рублей на достройку церкви Ксении Блаженной, еще порядка 10 млн рублей после мероприятия прислали жертвователи. В этом году надеются собрать не меньше: хоть в церкви уже и идет монтаж инженерных коммуникаций, предстоит еще внутренняя отделка, организация библиотеки и иконостаса.
Ни слова в преддверии благотворительного вечера не говорят ни депутаты, ни спикер ЗакСа, ни чиновники о судьбе сбитого год назад напротив церкви горельефа Мефистофеля. Напомним, что акт вандализма произошел на следующий день после освящения куполов в строящемся храме. Как выяснила полиция, чтобы сбить горельеф, православному предпринимателю Щедрину и промышленному альпинисту Исаеву потребовалось несколько часов. Около 10 утра 26 августа 2015-го двое рабочих без документов и опознавательных знаков попросили жителей дома напротив строящейся церкви Ксении Петербургской отогнать машины и убрать вещи с балконов. А затем сколотили с фасада скульптуру, придуманную архитектором Александром Лишневским. Останки горельефа спустя несколько часов вывез местный депутат-единоросс Андрей Бреус. В связи с раскаянием сбивших Мефистофеля уголовное дело было закрыто, а предприниматель и альпинист заплатили 600 тысяч, но перевели их (то ли по умыслу, то ли по случайности) на счет не жилкомсервиса, а КГИОПа. Эти деньги зависли там – их нельзя направить на реставрацию со счетов ведомства, поэтому градозащитники и местные жители в скором времени будут вынуждены сами собирать средства на восстановление Мефистофеля. Однако вряд ли к их кампании будет привлечено столько же государственных деятелей, сотрудников бюджетных учреждений, предпринимателей, как в случае с аукционом спикера Макарова.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»