К 2030 году в Петербурге появятся восемь новых пригородных автобусных маршрутов. Точнее, в этот период будут рассмотрены вопросы об их открытии. Такие неспешные и, прямо сказать, неграндиозные планы озвучили в городском комитете по транспорту.
Документ, с которым можно познакомиться на сайте комитета, носит длинное название: «Комплексный план транспортного обслуживания (КПТО) населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок». В нем содержится много интересных фактов из предполагаемого будущего транспортной системы, объединяющей наш город с областью, – вплоть до интервалов между отправлениями автобусов и электричек. В документе представлены сведения и о новых автобусных маршрутах, которые свяжут Петербург и пригород. Их будет восемь.
В этом же комплексном плане констатируется прискорбный факт: к регулярному автомобильному транспортному обслуживанию сейчас не имеют доступа 733 населенных пункта Ленинградской области. Но даже в случае оптимизированного сценария развития маршрутной сети повезет не всем: из документа следует, что в 2030-м году рейсовых автобусов не дождутся жители 706 областных поселений.
Настоящими счастливчиками можно признать жителей поселка Мистолово и микрорайона «Черная речка» в Сертолово. Уже в 2018-2019 гг. в комитете по транспорту будет обсуждаться вопрос об открытии автобусного сообщения между этими населенными пунктами и станцией метро «Парнас». Также повезло поселившимся в Янино и Колтушах – в эти места массовой застройки пройдут новые маршруты от станции метро «Ладожская». Возможно, чуть свободней вздохнут обитатели «невыездной» Славянки, которую обещают соединить со станцией метро «Купчино» – в дополнение к существующему маршруту № 388.
Придется запастись терпением жителям деревни Оржицы и поселка Куттузи – вопрос транспортного сообщения этих пунктов с метро «Проспект Ветеранов» будет рассматриваться в 2023-2024 гг. Пословица «тише едешь – дальше будешь» должна утешить жителей Новосаратовки, где группа компаний «ЦДС» намеревается построить целый город. Новый пригородный маршрут в эту пока деревню предполагается открыть в 2028-2029 гг. Пока же жители пользуются маршрутом 476, следующим до поселка имени Свердлова.
Петербуржцы заинтересованно откликнулись в Сети на такое транспортное планирование: «До Купчино уже есть несколько маршрутов, лучше бы просто увеличили количество машин на них, а не страдали ерундой», «Фантастическая страна», «С автобусами жесть. В Славянке штурм, в Ленсоветовском на остановке толпа», «Чтобы открыть маршрут автобусный, нужно до 15 лет?»
Главная причина проблем в пригородном автобусном сообщении кроется в отсутствии системного подхода. Так считает эксперт общественного движения «Город и транспорт» Владимир Валдин:
– Система плоха и, судя по тенденциям, дальше будет еще хуже. Ситуация понятна: набор маршрутов – это еще не транспортная сеть. Существует проблема необеспеченности транспортом больших районов. Но кто выдал разрешение на стройку там, где нет общественного транспорта? Такими решениями провоцируется появление огромного количества дополнительного личного транспорта, с чем в городе декларативно борются. Все маршруты, которые были запущены в последнее время, везут пассажиров к метро, собирая их по околицам. В цивилизованных странах принцип организации транспортного сообщения рассматривается иначе: в этот пояс пассажиров нужно доставить за 15 минут, а в другой – в течение получаса. У нас такого нет, просто ставится задача довезти людей до метро. А пассажиру не нужна ближайшая станция, ему на самом деле нужно совсем в другое место. Поэтому в конечном итоге он выбирает автомобиль.
Нужно решать проблему новыми транспортными коридорами, которыми можно направить людей. Пока же у нас есть священная корова – вечно недоразвитое метро и наземный транспорт, который подвозит к нему пассажиров.
У связки «пригородный автобус – метро» есть еще уязвимое место. Стоит на станции обнаружиться очередному бесхозному пакету или сумке, как вход пассажиров прекращается и возникает вопрос: «Ну, привезли меня сюда – и что дальше?»
Позицию комитета по транспорту озвучила его пресс-секретарь Ирина Ефимова:
- Что касается новых маршрутов: они будут принципиально новыми и важными для системы Петербурга и области – ведь мы говорим не только о конечных точках, но и трассировке. Конечно, восемь маршрутов могут показаться не очень большим числом, но будут продлеваться и изменяться уже существующие.
Недоумение по поводу необходимости долгих лет для принятия решения по конкретным направлениям было развеяно решительно:
– Этот план – средняя и долгосрочная перспектива. Если не смотреть в будущее, получается зашоренный горизонт.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»