Бюджетно-финансовый комитет ЗакСа раскрыл поправки “Единой России” к бюджету 2017 года. Судя по документу, фракция партии власти увеличила свой численный состав.
Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров сдержал обещание раскрыть подробности депутатской поправки к бюджету. Но лишь частично. В документе, предоставленном журналистам, есть откровения – в аппарате Мариинского дворца случайно сознались: в партии спикера Макарова депутатов больше, чем кажется. Кроме того, за фразой «решение фракции «Единой России» кроются поправки от условно "оппозиционных" партий.
В законопроект о бюджете 2017 года депутаты внесли поправки на 3 млрд рублей. Все – от имени фракции «Единой России». По сравнению с прошлым годом поправка партии большинства выросла на 1 млрд рублей (в 2015 году она потянула на 2 млрд рублей, ее распределили между всеми 20 депутатами фракции). Увеличение выглядит логичным – жители выбрали в новый созыв парламента на треть больше депутатов-единороссов, чем в прошлый раз. Правда, судя по всему, в делении их денег принимали участие и оппозиционеры. По крайней мере, во фракциях «Партии Роста» и «Справедливой России» сознались, что им досталась возможность поправить бюджет. По данным собеседников, близких к ЗакСу, перепала такая возможность и депутатам от ЛДПР.
Напомним, что практика депутатской поправки существует в городском парламенте с середины 1990-х: депутаты распределяют миллионы. Зачастую «дружественным» им организациям. За годы процесс несколько раз трансформировался. Если сперва можно было проследить пристрастия каждого избранника, то затем они спрятались за коллективной поправкой. Лишь в ряде случаев можно было догадаться, откуда «растут ноги» того или иного предложения. После изменения Бюджетного кодекса в поправках депутатов и вовсе перестали писать названия организаций, ограничившись номером целевой статьи, суммой и наименованием комитета, куда должны быть направлены средства. Согласно закону исполнительная власть обязана проводить конкурсы на распределение бюджетных денег, направленных депутатами, однако зачастую в ЗакСе уже заранее знают, кто станет победителем того или иного аукциона. «Главное – договориться с главой комитета, обычно всем единороссам это удается. К оппозиционерам отношение сложнее», – объясняют на условиях анонимности депутаты.
В прошлом созыве к использованию депутатских поправок неоднократно возникали вопросы, в частности уголовным делом закончилась бюджетная корректировка депутата Светланы Нестеровой — единоросс до сих пор находится под домашним арестом.
Уже не первый год подряд спикер ЗакСа Вячеслав Макаров обещает журналистам: ежегодно критикуемая бюджетная поправка станет прозрачной и поименной. Тем не менее каждый раз документ появляется без конкретных фамилий, и лишь после его утверждения на заседании ЗакСа по запросу представителям СМИ выдают поправки с указанием их авторов. В 2015 году документ, раскрывающий поправки «ЕР», был предельно ясен. В нем не было указано конкретных целей и организаций, на которые отправляли деньги депутаты, зато были фамилии и довольно общие формулировки целевых статей. Это дало возможность хотя бы посчитать, у какого депутата какого размера поправка, и понять, насколько эти парламентарии лояльны действующему председателю и вложений каких масштабов стоит ожидать избирателям в округах. Судя по предоставленному тогда ЗакСом документу, больше всего денег досталось депутату Елене Раховой – 94 млн рублей, сам Вячеслав Макаров и Анатолий Дроздов получили право распределить по 76 млн рублей.
В этот раз в аппарате ЗакСа придумали более хитрую схему: напротив каждой из статей бюджета написана одна или несколько фамилий депутатов так, что совершенно неясно, как и сколько распределяет каждый из народных избранников.
Так, упоминание фамилии главы фракции «Единой России» Александра Тетердинко в документе можно встретить дважды, но понять, на что он выделяет деньги, невозможно: рядом со строкой «субсидии НКО на проведение мероприятий в области культуры и искусств +90 млн» стоит еще восемь фамилий. Также и с субсидиями профессиональным учреждениям.
«Дело в том, что это коллективная поправка, я не направлял каким-либо конкретным образом эти деньги, просто перераспределил их на эти статьи вместе с коллегами, сколько именно было направлено мной средств, не знаю, это невозможно определить», – отметил депутат. В отличие от него, правда, депутат Сергей Купченко смог выделить свою поправку из «общего творчества». Как сообщил «Фонтанке» парламентарий, 10 млн рублей он направил профессиональному техническому училищу Выборгского района.
Несмотря на столь запутанную схему, куда и в каком количестве направили деньги отдельные депутаты, догадаться все-таки можно. Например, Администрации Центрального района ушло порядка 50 млн рублей. Согласно данным Бюджетно-финансового комитета, в основном эти деньги распределяла Мария Щербакова на благоустройство, капитальный ремонт, культурные мероприятия. Еще один миллион в рамках района выделила Анастасия Мельникова: деньги уйдут на субсидии школам. Исходя из того, что в 157-й школе Центрального района учится дочь Мельниковой, можно предположить, что миллион станет родительским взносом именно в это учреждение.
Интересно распределение денег на депутатские приемные: как утверждают в ЗакСе, положены они только тем, кто избрался по округам. Тем не менее в документе можно встретить упоминание фамилий парламентариев, прошедших в Мариинский дворец по партийному списку: например, аж 3 млн рублей решил отправить Юрий Гладунов на приемную в Петроградском районе, где по округу прошел Вячеслав Макаров. Это, к слову, самая дорогая приемная: в Кировском районе депутаты Сергей Никешин, Роман Коваль и Алексей Цивилев (последние два избрались по списку) выделили на помещение, где будут встречаться с жителями, 1,2 млн рублей.
Не досталось персональной поправки Дмитрию Тугову, избравшемуся по городской части партийного списка «ЕР». Считается, что его участие в выборах пролоббировал лично губернатор Георгий Полтавченко, который дружен с отцом Тугова. Больше всех, судя по всему, смог распределить бюджетных средств работавший ранее в аппарате ЗакСа Михаил Погорелов – более 50 млн рублей.
Подарки для оппозиции, судя по всему, скрыты под фразой «Решение фракции «Единая Россия» от 09.11.2016 № 8». Как пояснил «Фонтанке» глава фракции Александр Тетердинко, эта формулировка и подразумевает распределение денег на определенные бюджетные статьи, которые показались депутатам наиболее достойными финансирования, то есть, грубо говоря, – работа коллективная. Депутаты считающихся оппозиционными фракций узнали в некоторых поправках с такой формулировкой свои. Эту информацию Тетердинко прокомментировать не смог. Еще несколько поправок оппозиционеров, по информации "Фонтанки", внесены от имени Макаров В. С.
Впрочем, есть в документе и настоящее откровение, которое, очевидно, было раскрыто случайно. В рамках распределения денег по линии комитета по здравоохранению в поправке «Единой России» 3,5 млн прописаны депутату от «Справедливой России» Александру Егорову. Ранее он сообщал «Фонтанке», что действительно подал поправку в размере 15 млн рублей, однако в руководстве ЗакСа отказывались подтверждать, что у оппозиции в принципе были какие-либо утвержденные поправки к бюджету.
«Фонтанка» спросила у главы фракции «ЕР», знает ли он, что в его команде наметилось пополнение. Однако Тетердинко предложил уточнить у авторов документа, как там оказался Егоров, и предположил, что на самом деле это опечатка: единороссов все так же 36. Редакция все же пока намерена верить своим глазам: депутатов-единороссов в ЗакСе больше, чем кажется.
P. S. После выхода текста глава фракции "ЕР" неожиданно вспомнил, что, действительно, его однопартийцы учли предложения коллеги-эсера, но только его. "У него были дельные предложения по здравоохранению. Какие, спросите у Егорова", – отметил Тетердинко.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»