Оператор ЗСД после открытия центрального участка изменил тарифную сетку. Базовой стала стоимость проезда по транспондеру, что позволило кратно повысить въездной билет за наличные. Пока мобильное приложение “Ваш ЗСД” не справляется с нововведениями.
В час ночи 4 декабря открылся центральный участок ЗСД от Обводного канала до Приморского проспекта. Водителям полностью представлена 46-километровая трасса. За новостями о Владимире Путине и пробками при съезде на Васильевский остров почти незамеченным остался переход оператора ЗСД на новый принцип тарификации. Любителям наличности не позавидуешь, а владельцы транспондеров получили возможность оплачивать фактический маршрут, а не целую тарифную зону.
К открытию центрального участка ЗСД компания «Магистраль Северной столицы» (МСС), представляющая консорциум по эксплуатации платной трассы, приурочила перестройку тарифов для проезда по южному и северному участкам. Ключевой принцип — уменьшить количество оплаты наличными (банковской картой, БСК). Ранее она принималась за тарифную единицу, и от нее рассчитывалась плата по транспондерам (электронное устройство, закрепленное на лобовом стекле и обеспечивающее автоматическую оплату без участия водителя) без абонентской платы (скидка 15 %) и по транспондерам с абонентской платой (25 %). Плата взималась за всю тарифную зону.
С 4 декабря базовым стал тариф транспондера без абонентской платы (АП). Оплата наличными/БСК выше на 15 %, а транспондер АП – на 10 % ниже. В связи с изменением принципа тарификации водителям придется привыкать к абсолютно новым цифрам.
Транспондерная ориентация обусловлена переходом на новую систему «Flow+». Она представляет комплекс антенн и видеокамер, установленных на всех въездах и выездах ЗСД – даже там, где нет шлагбаумов (например, на набережной Макарова и Приморском проспекте). Flow+ позволяет пользователям транспондеров платить за фактически пройденный маршрут, а не за зону. После ввода платности центрального участка в феврале 2017 года водитель с транспондером при следовании с Богатырского проспекта до Приморского заплатит 12 рублей 80 копеек, а автомобилисту с наличными за тот же путь придется заплатить, как за поездку до Екатеринофки.
«Плата через транспондер автоматически взимается при выезде с ЗСД, а при наличных или по карте – при въезде, – объяснили суть Flow+ в МСС. – Пункты оплаты на каждом въезде и заезде мы поставить не можем, в отличие от уже установленных рамок с антеннами, считывающих сигнал с транспондеров. Однако для корректной работы системы водителям необходимо держать транспондер на лобовом стекле, чтобы информация считывалась и при выезде тоже. Зачастую транспондер хранят в бардачке и вынимают его только на въезде. В таких случаях, например, проезд от КАД с юга до КАД на севере будет стоить не 112,4 рубля, как предусмотрено новой тарификацией, а как до развязки со "Скандинавией" – 154,9».
В целом, как утверждают в МСС, тарифы остались практически неизменными. Прежде проезд от Екатерингофки до Благодатной по транспондеру без АП стоил 29,75 рубля, теперь 29,8. Идентичным остался тариф на участке КАД – Екатерингофка (68). На северном ЗСД изменения заметнее. Проезд от Приморского проспекта до "Скандинавии" стоил 75 рублей по транспондеру без абонентской платы, теперь – 86,9. Рассчитать любой маршрут можно тарифным калькулятором на сайте МСС (http://www.nch-spb.com/CALC/).
К новым правилам тарификации пока не приспособилось мобильное приложение «Ваш ЗСД». Утром 5 декабря в редакцию «Фонтанки» многочисленные читатели обращались с однотипными письмами: «ЗСД снимает больше денег за проезд, чем указано на сайте. За тарифную зону 3-а по транспондеру с абонентской платой снимают 37,5 рубля, хотя на сайте указано 11,5 руб. За проезд по маршруту Богатырский – Благодатная сняли два раза по 37,5 руб., хотя калькулятор на сайте компании указывает сумму 38,3 руб.».
Есть и обратные примеры. У фотокорреспондента «Фонтанки», например, программа сняла 60 рублей за проезд от Екатерингофки до КАД на юге при тарифе 68 рублей.
В МСС «Фонтанке» сообщили, что мобильное приложение некорректно отображает транзакции. Оно еще не перестроилось на Flow+.
«В настоящее время, до актуализации приложения, просим обращать внимание на информацию в личном кабинете на сайте МСС, где отображаются верные транзакции, – уточнили в компании. – В мобильном приложении точность списаний отражена в сумме остатка на балансе транспондера».
Многие пользователи за два дня эксплуатации центрального участка столкнулись с неверной трактовкой бесплатных зон. Въезд на Богатырском проспекте и движение на юг по умолчанию означает оплату зоны от Богатырского до Приморского (по транспондеру без АП 12,8 рубля днем и 5,1 – ночью), а если движение продолжится ниже Екатерингофки (те же 12,8 и 5,1), то будет затронут и южный участок, за который тоже придется доплатить.
Отвязка от оплаты наличными позволила МСС взвинтить стоимость проезда автомобилистам, которые едут с Богатырского проспекта и Благодатной улицы в сторону центра, – с 15 рублей до 50. Это призвано стимулировать водителей к переходу на транспондеры, которые увеличивают пропускную способность полосы в восемь раз по сравнению с оплатой наличными или БСК.
«В связи с открытием центрального участка ЗСД прогнозируется существенное увеличение транспортной нагрузки на пунктах взимания платы на въезде при движении в сторону севера и съезде при движении со стороны севера на Благодатную улицу и на въезде и съезде с Богатырского проспекта, – поясняют в МСС. – По данным транспортной аналитики, увеличение транспортного потока здесь может быть четырехкратным. В связи с этим и было принято решение установить новый тариф на данных пунктах оплаты».
Единственное, пожалуй, что отпугивает петербуржцев от транспондеров, – необходимость заключения письменного договора с ООО «Оператор скоростных автомагистралей – Север». При этом фактически пользование транспондером бесплатное. Обязательное внесение 1000 рублей на счет обусловлено экономикой. Вносимая сумма примерно равна закупочной стоимости транспондера.
По статистике, сейчас транспондерами на скорости до 30 км/ч оплачивают проезд около 60 % водителей. В МСС наверняка хотят поскорее перейти на стопроцентную дистанционную оплату, так как после 2018 года запланирован ввод системы Multi Lane Free Flow, позволяющей проводить транзакции на скорости до 130 км/ч.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»