Российские онлайн-ретейлеры почти уговорили правительство взимать НДС с их иностранных конкурентов, утверждают в ассоциации АКИТ. Чем это чревато для бизнеса и потребителей, обсудили участники «Летучки на «Фонтанке».
В следующем году в России может быть принят закон, обязывающий иностранных интернет-ретейлеров платить налог на добавленную стоимость (НДС). Это не только лишит их конкурентного преимущества перед российскими продавцами, но и заставит западных и восточных онлайн-гигантов инвестировать в развитие инфраструктуры в России, считают авторы инициативы. Однако у экспертов к проекту много вопросов.
В октябре президент РФ Владимир Путин поручил правительству проработать возможное введение НДС и таможенных пошлин для зарубежных интернет-магазинов. В АКИТ, которая предложила властям эту идею и принимала участие в совещаниях по данному вопросу, рассчитывают, что законопроект об НДС может быть внесен в Госдуму уже в марте – апреле, заявил глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров в ходе «Летучки на «Фонтанке»*: «Трансграничная торговля», которая состоялась 6 декабря в ресторане Fiolet на площади Ломоносова. «Мы надеемся, что принят он будет к лету, а вступит в силу в 2018 году», – уточнил руководитель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов.
Напомним, для большинства товаров, продающихся на территории РФ, НДС составляет 18%. Для некоторых продуктов питания, книг и товаров для детей действует пониженная ставка 10%.
Иностранные ретейлеры, доставляющие товары российским покупателям с помощью почтовых сервисов, не платят в России НДС. Заграничные посылки дороже 1000 евро и весом более 31 кг облагаются пошлиной, которая составляет 30% сверх превышенной суммы, но не менее 4 евро за 1 кг. Но эту пошлину платит сам потребитель.
Пользуясь тем, что в последнее время «скорость доставки иностранных посылок в Россию сильно увеличилась, а стоимость снизилась на десятки процентов», иностранные онлайн-ретейлеры существенно нарастили долю рынка, отмечают в АКИТ. По прогнозу организации, в 2016 году россияне оставят у них 320 млрд рублей, что почти в 1,5 раза больше, чем годом ранее. При этом продажи отечественных игроков вырастут лишь на 8%, до 590 млрд рублей. «Сейчас, в результате разных принципов регулирования, для российской онлайн-торговли цена товаров до 30% выше, чем для зарубежных компаний», – указали на несправедливость в компании «М.Видео», входящей в состав АКИТ.
По оценке организации, основные конкуренты отечественных ретейлеров обитают в Китае. 90% от общего числа покупок и 49% всех трат совершаются в магазинах Поднебесной. В онлайн-магазинах ЕС россияне делают 4% заказов, однако им достается 25% всех потраченных россиянами денег, в США — 2% и 13% соответственно.
Предполагается, что ставить иностранного продавца на учет будет ФНС или ФТС, рассказал Алексей Федоров. Зарубежный онлайн-ретейлер будет обязан передать логистической компании данные о содержимом посылки, отправителе, получателе и стоимости. «Почта России» или иной сервис также будет идентифицировать клиента при получении заказа. Сопоставление полученных данных позволит определить, насколько исправно иностранный ретейлер перечисляет НДС. По прогнозу ассоциации, в 2018 году объем трансграничных покупок вырастет примерно в два раза по сравнению с 2016 годом, а значит сумма отчислений может превысить 100 млрд рублей, что будет отнюдь не лишним в условиях растущего бюджетного дефицита (в 2016 году, по плану Минфина, составит 3,7% против в 2,6% 2015 году. — Прим. ред.).
В АКИТ уверяют, что рост доходов будет не единственным положительным эффектом. По мнению экспертов организации, лишившись конкурентного преимущества от работы через границу, зарубежные интернет-гиганты бросятся инвестировать в собственную инфраструктуру в России. «В Индии, где ввели налог в 35% на все посылки, Amazon инвестировал в построение складов 6 млрд долларов, Alibaba – 2 млрд. Они покупают местные сайты и инвестируют в местную экономику», – отметил Алексей Федоров.
Встреча с чиновниками Смольного китайской компании «Инкоу Порт Нетворк Текнолоджи Ко» может быть свидетельством того, что такие вливания в скором времени ждут и Россию, считает Александр Логунов. Напомним, на прошлой неделе пресс-служба вице-губернатора Игоря Албина сообщила, что «Инкоу Порт Нетворк Текнолоджи Ко» готова построить в Петербурге логистический центр для товаров, приобретенных на площадках Alibaba Group.
Кроме того, на прошлой неделе китайский логистический оператор Cainiao, частично принадлежащий Alibaba Grоup, сообщил о планах запуска представительства в России. Компания намерена создать систему логистических, фулфилмент- и складских сервисов вокруг бизнеса AliExpress в России как для трансграничной торговли, так и для российского бизнеса.
Но и отечественные ретейлеры в накладе не останутся. Как следует из презентации АКИТ, в случае введения НДС с иностранных компаний оборот российских игроков составит более 790 млрд рублей по итогам 2018 года, что на 25% больше, чем они получат, если иностранные игроки сохранят нынешнее преимущество. «Механизм НДС-регистрации уравняет условия для российских и зарубежных онлайн-игроков, что плодотворно скажется на развитии конкуренции», – добавили в «М.Видео».
Воспользоваться ситуацией не прочь и логисты. «Если у зарубежных компаний будут здесь собственные склады, они будут возить не отдельные посылки, а большие партии, а значит, возможно, они обратятся за нашими услугами», – рассказал на «Летучке «Фонтанки» директор логистического оператора «ИнТранс» Александр Александров. Однако топ-менеджер также высказал опасение, что вследствие введения НДС количество интернет-магазинов и площадок, желающих работать с Россией, может уменьшиться. Если гиганты вроде Alibaba смогут позволить себе пройти процедуру постановки на учет, то небольшие — навряд ли, пояснил он.
Эксперты, опрошенные «Фонтанкой», признают, что само по себе требование АКИТ о равных условиях с иностранными магазинами справедливо, но реальная польза от инициативы не столь очевидна.
К примеру, Национальная ассоциация дистанционной торговли высказывает опасения, что расходы федерального бюджета на администрирование НДС могут превысить доходы от поступления налога. Таким образом, нововведение может повторить опыт с системой «Платон». Ранее Минтранс признал, что сборов от нее пока хватает только на плату оператору и финансирование части запланированных проектов.
«В описании все выглядит красиво, однако есть сомнения, что система будет реально работать», – говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. По его словам, если «Почта России» начнет регистрировать все посылки, могут появиться серые логисты, которые будут доставлять не так быстро, зато товар будет дешевле, так как за него не будут платить НДС. «Не уверен, что ФТС готова отслеживать такой объем посылок. А если не будет контроля, не будет и стимула платить налог», – добавляет он.
В том, что иностранные интернет-гиганты кинутся вкладывать деньги в строительство складов в России, эксперт тоже сомневается. «Если они и решат это делать, то не потому, что их обложат НДС, а потому, что сочтут рынок перспективным. Но пока он не сильно интересен, и с точки зрения объема сильно уступает европейским и азиатским», – говорит эксперт. По мнению Ивана Федякова, чтобы привлечь инвестиции, российским властям следовало бы искать другие источники роста. «Например, стимулировать развитие продаж через Интернет продуктов питания. Это позволило бы увеличить объемы нашего интернет-рынка в разы», – говорит он.
Не очевиден и эффект для покупателя. Хотя платить НДС будут иностранные продавцы, в АКИТ не исключают, что нововведение может привести к подорожанию товаров. «В худшем случае, цены вырастут на 18%», – заявили в ассоциации. Кроме того, поскольку в основном за рубежом покупают недорогие товары (64% – не дороже 22 евро), повышение может оказаться не слишком ощутимым. Наконец, сейчас большое количество китайских продавцов, отправляющих товары в Россию, не оформляют возврат НДС у себя на родине. «Если они пройдут эту процедуру, то смогут компенсировать повышение цены из-за российского налога полностью или частично», – пояснил он. Глава «Евросети» Александр Малис не исключает, что некоторые иностранные игроки решат поступиться своей прибылью и не поднимут цены вовсе или поднимут незначительно.
Впрочем, за дорогие покупки все-таки придется заплатить больше. По данным газеты «Ведомости», параллельно правительство РФ намерено снижать порог беспошлинного ввоза для интернет-посылок. По информации издания, он уменьшится до 500 евро уже к середине 2018 года, а через год до 200 евро.
*«Летучка на «Фонтанке» – новый формат мероприятий ведущего СМИ региона. Журналисты приглашают представителей власти, бизнеса и организаций к обсуждению актуальных проблем, выработке путей решения и последующего контроля за их решением силами редакции. В «Летучке», посвященной трансграничной торговле, приняли участие Алексей Фёдоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли и управляющий партнёр интернет-магазина «220 вольт»; Александр Александров, генеральный директор ГК «Интранс»; Наталья Проказова, коммерческий директор ГК «Аривист»; Мария Ключагина, ассистент генерального директора АО «МТП Усть-Луга»; Ирина Капитанова, заместитель генерального директора ООО «Балтика-Транс».
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»