Многочисленные интересанты в деле управления Цирком на Фонтанке затаились в преддверии новых назначений. «Фонтанка» оценила расстановку сил и мотивы.
В борьбе за Цирк на Фонтанке наступила театральная пауза. После того, как Георгий Полтавченко объявил, что он и городское правительство не станут инициировать перевод цирка в городское подчинение, и вообще, кто платит (в смысле за ремонт здания) — тот и заказывает музыку, протесты стихли.
Назначенная на 6 декабря пресс-конференция, на которой планировали выступить депутат Государственной думы Сергей Боярский, директор – художественный руководитель Цирка на Фонтанке Михаил Смородкин (теперь уже бывший), а также депутат Законодательного собрания Петербурга Максим Резник, не состоялась: пришел только последний. Остальные, как было объявлено журналистам, взяли паузу. В том числе и потому, что Смородкину была предложена некая другая должность в структуре Росгосцирка.
Не исключено, что это прекратило активность тех, кто заявлял о борьбе за художественную самостоятельность петербургского цирка. В том числе и депутата Государственной думы Сергея Боярского, неоднократно поднимавшего этот вопрос на заседаниях коллегии Министерства культуры и в личном общении с чиновниками министерства. По нашей информации, у Боярского была встреча с высокопоставленными чиновниками, на которой ему посоветовали приостановить активность.
Как стало известно «Фонтанке», бороться за автономию петербургского цирка у него могли быть дополнительные основания: он мог быть уверен в надежности Михаила Смородкина, с которым их связывает давнее знакомство.
Согласно данным системы СПАРК, Сергей Михайлович Боярский — бывший генеральный директор ЗАО «Символ» (ТРК «Южный полюс») и бывший совладелец ООО СИМЛ (учредитель ЗАО «Символ»). Одним из учредителей ООО «Южный полюс» и ООО «Гольфстрим», зарегистрированных по тому же адресу (ул. Пражская, д. 48/50, литера А) и ныне исключенных из ЕГРЮЛ, значился Михаил Андреевич Смородкин.
Путь Смородкина от сферы отдыха и развлечений к сфере культуры пролегал через Сочи, где он около года руководил местным цирком. Оттуда в 2015 году вернулся в Петербург, где стал директором цирка во время художественного руководства Вячеслава Полунина (тогда цирк был еще закрыт на ремонт).
Именно при нем профсоюз цирка (в котором практически не состояло творческих работников, поскольку их и не было в штатном расписании) внезапно возложил на себя полномочия проводить собрания и высказывать свои предложения Министерству культуры по поводу персоны нового художественного руководителя — у Вячеслава Полунина заканчивался контракт. Участники конфликта говорят: обслуживающий персонал, бухгалтеры и униформисты попросили назначить вместо всемирно известного кудесника эмоций дрессировщицу Карину Багдасарову.
Последовавшее непродление контракта с Полуниным в апреле 2016 года выглядело нелепостью: вышло, что фактически он проработал художественным руководителем в работающем цирке всего несколько месяцев (весь период до этого в цирке шла реконструкция). Реализовать свои идеи (которые пробудили у горожан и даже специалистов надежду на то, что в Петербурге, наконец, появится цирк мирового уровня) Полунину просто не дали. Но и то: именно при нем свои последние большие гастроли в нашем городе успел дать легендарный клоун Олег Попов, которого этой осенью не стало. Впрочем, в одном из своих интервью в ту пору Михаил Смородкин многократно подчеркивал, что Полунин к этому имеет мало отношения, и вообще он, как человек «проевропейских взглядов на жизнь», «не вписался» в коллектив.
Выступать против Полунина коллектив, состав которого вызывал неоднократные вопросы журналистов, начал еще в 2013 году, когда сотрудники написали открытое письмо Владимиру Путину с просьбой освободить знаменитого клоуна от должности. Их опасения вызывал, в том числе, предстоявший ремонт: мерещилось, что манеж хотят заменить сценой, а в зале поставят столики, превратив исторический цирк едва ли не в кабак. Ремонт закончился, этого не произошло, но осадок остался. Полунин ушел.
По информации СМИ, 7 декабря может быть официально объявлено о присоединении петербургского Цирка на Фонтанке к Росгосцирку. Новый исполняющий обязанности директора — заместитель генерального директора по гастрольной деятельности Росгосцирка Сергей Беляков – был представлен все тому же загадочному коллективу 6 декабря.
Параллельно о своем интересе к петербургскому цирку сообщил Эдгард Запашный, ранее неоднократно заявлявший о своей поддержке кандидатуры все той же Карины Багдасаровой.
Что теперь ждет петербургского зрителя в Цирке Чинизелли, какова та степень автономии, которая была обещана при присоединении, и будет ли в нем свой художественный руководитель (Гия Эрадзе был назначен заместителем директора по художественной части) — корреспонденту «Фонтанки» в московской пресс-службе Росгосцирка затруднились ответить. Но предложили верить словам главы компании Дмитрия Иванова, высказавшего желание сделать петербургский цирк «постановочным» и проводить здесь премьеры.
Не упустил ли Петербург вместе с Полуниным свой единственный шанс увидеть совсем другой, новый, незамшелый цирк, в котором ставка бы делалась не на физическую ловкость и дрессуру животных, а на эмоции, цельность и красоту спектакля (свойства, присущие Цирку дю Солей, которым так часто попрекали лучшего клоуна мира), — большой вопрос.
«Фонтанка.ру»