Семиминутное выступление петербургского дальнобойщика с критикой системы «Платон» за два дня набрало 1,3 миллиона просмотров в Интернете. Юрий Бубнов произнес свой короткий спич в Общественной палате, игнорируя протесты модератора. «Фонтанка» выяснила, на что может повлиять внезапная популярность протеста против «Платона».
Общественная экспертиза проекта правительственного постановления о повышении тарифов за проезд автомобилей массой свыше 12 тонн в Общественной палате прошла 5 декабря. Согласно проекту, с 1 февраля 2017 г. действующий тариф (1,53 руб. за 1 км федеральной трассы) планируют увеличить до 2,61 руб., а с 1 июля 2017 – до 3,06 руб.
На следующий день в Интернет попал фрагмент видеозаписи, на которой петербургский дальнобойщик Юрий Бубнов объясняет собравшимся, почему собирать с водителей грузовиков деньги на строительство дорог несправедливо и даже противозаконно. Счетчик просмотров заработал на Youtube и в социальной сети «Одноклассники». Показатели завидные – в сумме 1 млн 300 тысяч просмотров за два дня.
«С 11 ноября 2015 года мы слышим одно вранье Росавтодора и Минтранса», – начал свою речь Бубнов.
Модератор экспертизы— председатель комиссии ОП РФ по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина тут же и на протяжении всех последующих семи минут честно пыталась остановить демарш. Но тщетно.
Бубнов начал с того, что каждый дальнобойщик знает как «Отче наш» – общественности так и не было показано концессионное соглашение между правительством и оператором системы «Платон» ООО «РТ-Инвест транспортные системы». И напомнил, что в 2013 году министр транспорта Максим Соколов обосновал введение акцизов на топливо нехваткой средств на строительство дорог.
В ответ на замечание Росавтодора, что у государства не хватает денег на строительство дорог, Бубнов напомнил о законе РФ о дорожной отрасли (об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).
«В нем конкретно прописано, что у нас государство отвечает за строительство дорог, – сказал Бубнов. – Не частники, не владельцы грузовиков. По состоянию дорог мы находимся в первой двадцатке с конца. Может, стоит поменьше воровать? Может, стоит ГОСТы пересмотреть, по которым вы строите эти дороги? Собранные средства от «Платона» – 17 млрд за один год. Из них 10,6 млрд уходит непосредственно в ООО «РТ-Инвест». 8 млрд рублей идет на погашение вычетов из транспортного налога для владельцев грузовиков. Я не знаю, какие деньги государство тратит на содержание ведомств, которые следят за исполнением этого «Платона»: ГИБДД, Ространснадзор, таможенные службы, которые не выпускают за границу, если «Платон» не оплачен. Я думаю, это несколько миллиардов. Итого расходы на содержание «Платона» – около 25 млрд при собираемости – 17 млрд в год. Здесь говорили о дешевизне тарифов, что эти системы работают в Европе и Америке. О другом вы не сказали – что уровень жизни совершенно разный. А в Белоруссии плату взимают только с транзитных грузовиков. И состояние дорог там гораздо лучше, чем в России».
Также дальнобойщик отметил, что общая протяженность платных белорусских дорог – чуть больше 200 километров, всего три участка федеральных трасс. А потом Бубнов напомнил, что Конституционный суд постановил, что плата должна быть дифференцирована в зависимости от веса груза. «Разброс от 12 тонн до 44 тонн очень большой, – сказал Бубнов. – И не может грузовик, перевозящий пенопласт, общим весом груза 1,5-2 тонны, платить столько же, сколько платят за перевозку 20 тонн металла. Где дифференциация? Почему пустой грузовик, который весит менее 12 тонн, облагается этим же налогом Ротенберга?»
О системе, при которой Росавтодор собирает деньги с водителей грузовиков на строительство дорог, за пользование которыми опять-таки планирует взимать с них деньги, Бубнов отозвался кратко: «Перебор». «В Европе дорога становится платной только на тот период, который требуется, чтобы она окупилась. В дальнейшем она становится бесплатной», – сказал дальнобойщик.
Юрий Бубнов – один из участников «Марша на Москву», который дальнобойщики из разных регионов предприняли в конце ноября 2015 года. Протест фактически замер, когда колонна из 17 фур встала на стоянку около гипермаркета «Мега» в подмосковных Химках. Дальнобойщики встретили на стоянке Новый год, перезимовали и разъехались по домам. В дальнейшем участники протеста организовали движение «Объединение перевозчиков России» (ОПР), на данный момент в нем состоит около 5 тысяч человек из разных регионов. Но Бубнов в него не вошел. Совершая регулярные рейсы за рулем собственного грузовика, Юрий Бубнов принципиально не регистрируется в системе «Платон», и до сих пор не получил ни одного штрафа за это. И он такой не один. На сегодняшний день в системе зарегистрированы 770 тысяч машин вместо ожидаемых 2 миллионов.
«Но из этих 770 тысяч 150 – иностранцы, – добавляет глава ОПР Андрей Бажутин, который также присутствовал на экспертизе в Общественной палате. – Из оставшихся 600 тысяч половина не оплачивает «Платон». Сейчас наше движение готовит документ – экономическое обоснование, почему нельзя поднимать тарифы. Юра сказал то, что мы всегда говорим, но нас не слышат. Но этот миллион просмотров на ситуацию никак не повлияет». Повлиять могут только реальные действия, но, спустя год после начала активных протестов, дальнобойщики по-прежнему не представляют, какие именно. «Мы регулярно в Петербурге на стоянке у «Мега-Дыбенко» устраиваем сход – в последнюю пятницу месяца. Собирается от 30 до 50 человек. И за два часа до объявленного времени схода там появляются ОМОН и полиция», – говорит Андрей Бажутин.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин отмечает, что дальнобойщик Бубнов не сказал «ничего выдающегося». «Да, он сказал, что поменьше надо воровать. У каждого своя правда, а истина посередине, – говорит Матягин. – Нужно реформировать отрасль и чтобы была здоровая конкуренция. Но этого не происходит. Сегодня процентов 80 грузоперевозчиков работают в сером сегменте рынка. Мы не против «Платона» как системы. Но мы категорически против повышения ставки до тех пор, пока не будет наведен порядок в сборах и все перевозчики не будут зарегистрированы в системе». Владимир Матягин отмечает, что его ассоциация провела опрос среди 50 компаний-перевозчиков в Петербурге, Саратове, Дагестане и Ростове. «И практически все сказали, что не оплачивают «Платон», единицы оплачивают его частично, – говорит Матягин. – Одна из крупных компаний, у которой 200 автомашин, платила в начале года по 3 млн в месяц, но сейчас платит по минимуму, только за проезд до Москвы, потому что не может конкурировать с теми, кто не платит ничего».
Сейчас ассоциация занимается сбором подписей под обращением к правительству РФ – строительная компания, занимающаяся трассой М-11, задолжала петербургским перевозчикам 3,5 млрд рублей.
Сам Юрий Бубнов к своему виртуальному успеху относится без энтузиазма. «Это показывает, что тема людям интересна. Но если запланировано повысить тарифы, то они не остановятся и повысят, – говорит он. – После дискуссии модератор Евгения Уваркина предложила мне войти в рабочую группу, которая продолжит обсуждение проблемы. Но записала только мою фамилию и имя – ни телефона, ни других координат».
Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Илья Шаблинский занимается темой «Платона» с ноября прошлого года – когда к нему за помощью обратились лидеры протеста дальнобойщиков. «8-го декабря прошла встреча президиума СПЧ с президентом Путиным, – рассказал Шаблинский корреспонденту «Фонтанки». – И я задавал вопрос о фермерах и дальнобойщиках. Я пытался донести до президента, что нынешний тариф собирается плохо, потому что многие просто не могут его платить. В такой ситуации повышать его нельзя. Путин сказал, что надо посмотреть, насколько эффективно работает «Платон» и дать возможность выжить предприятиям, в которых одна-две машины. Президент выразил некое понимание того, что система может быть пересмотрена».
Как сообщает пресс-служба ОП РФ, замечания по работе «Платона», высказанные во время «экспертизы» 5 декабря, будут учтены при дальнейшей обработке проекта постановления о его удорожании. Оценка документа Министерством транспорта должна завершиться 14 декабря.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»