Головной корабль противоминной обороны «Александр Обухов», переданный 9 декабря в состав флота в Кронштадте, на ближайшие годы останется единственным новым кораблем этого типа на флоте. "Фонтанка" разбиралась, почему санкции страшнее морских мин.
Новый морской тральщик «Александр Обухов», стоящий у причала ЛенВМБ, не поражает своими размерами. Корабль чуть больше 60 метров в длину, но на торжественную церемонию передачи его морякам в Кронштадт прибыло все командование ВМФ во главе с адмиралом Владимиром Королевым. «Подъемом Андреевского флага на корабле "Александр Обухов" наши минно-тральные силы открывают новую страницу в своей истории», – сказал главком, отметив, что корпус корабля полностью выполнен из неметаллических композитных материалов, позволяющих тральщику стать менее заметным для морских мин, для борьбы с которыми он и создавался.
По планам главкомата ВМФ, корабль ПМО «Александр Обухов» должен был стать головным серии из 40 кораблей этого проекта, которые должны заменить советские тральщики типа «Яхонт», составляющие основу морских тральных сил. Сейчас на флотах России служат около 20 «Яхонтов», они физически и морально устарели и не способны эффективно бороться с современными морскими минами.
Но, общаясь после праздничной церемонии с журналистами, главком ВМФ аккуратно говорил только о семи новых тральщиках, а на вопрос о сроках их постройки ответил уклончиво, сказав, что другие корабли этого проекта флот получит «в перспективе».
По словам представителя ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», у которого корреспондент «Фонтанки» поинтересовался причинами осторожности адмирала Королева, в срыве сроков строительства композитных тральщиков виноваты санкции. Уникальная технология производства корпуса судна «вакуумной инфузией» требует применения большого количества импортных технологий и материалов.
Неметаллический корпус проектируется автоматизированной системой Fibersim производства компании «Сименс», а композитные материалы (ткани и смолы) для строительства «Александритов» в России не производятся и закупались у зарубежных поставщиков.
Когда завод, вместе со всей оборонкой, попал под санкции США и Евросоюза, то иностранные партнеры разорвали с заводом все контракты. Были разрушены ключевые технологические цепочки, стало сложнее обслуживать импортные аппаратно-программные комплексы и приобретать материалы. По словам собеседника «Фонтанки», пока завод смог «импортозаместить» зарубежные «композиционные материалы» только наполовину.
Корпус второго композитного тральщика «Георгий Курбатов» серьезно пострадал при пожаре на заводе в июне этого года. Пресс-служба завода тогда сообщила, что пожар причинил кораблю минимальный ущерб, и осенью 2016 года корпус «Курбатова» будет спущен на воду. Сегодня на вопрос журналистов о перспективах «корабля-погорельца» директор завода Владимир Середохо ответил исчерпывающе: «В 2018 году спустим. Восстанавливаем. Закончим, потом продолжим строительство».
Источник «Фонтанки» подтвердил слова своего руководителя о том, что работа над восстановлением «Курбатова» идет сложно. По его словам, командование ВМФ с пониманием относится к проблемам завода и «не ждет чудес».
Сегодня на предприятии идет работа над корпусами второго и третьего композитных тральщиков, но пока не будут до конца решены проблемы с импортозамещением технологий и материалов, о сроках сдачи кораблей заказчику говорить не приходится.
Иван Баранов, для «Фонтанки.ру»