Российские археологи создали трёхмерную модель Пальмиры. Это поможет реставраторам восстановить древние памятники, разрушенные боевиками, если, конечно, снова удастся отбить их у этих боевиков.
В минувшие выходные сирийская армия вновь сдала Пальмиру боевикам ИГИЛ (террористическая группировка, запрещена в РФ). Это вызвало тревогу за российских учёных – археологов из Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН, участников экспедиции, отправившейся оценивать масштабы разрушений и возможности реставрации памятников Пальмиры. Но на самом деле экспедиция закончила работы и вернулась в Петербург ещё в сентябре. Теперь археологи рассказали о результатах своей работы: с собой они привезли уникальный багаж – десятки тысяч фотоснимков с земли и с воздуха. Эти кадры позволили создать трёхмерную модель, в которой зафиксировано состояние памятников по состоянию на сентябрь этого года.
– Это не просто 3D-модель и не только инструмент для реставраторов, – отметил участник экспедиции археолог, сотрудник института Егор Блохин. – По сути, впервые в истории изучения Пальмиры была получена полная съёмка древнего города. Это мощный инструмент для исследователей всего мира.
Трёхмерную модель Пальмиры представили журналистам в Институте истории материальной культуры.
«Пальмиру освобождали, как Краков»
О том, как боевики разрушали Пальмиру, знал весь мир. Они сами хвастались по доступным им каналам. Террористы со знанием дела уничтожали самые ценные памятники языческой и христианской культуры. Если не взрывали – уродовали.
В марте этого года Пальмира была, напомним, освобождена. Позже, когда разрушенный город увидят учёные, они оценят, как происходило освобождение.
– Пальмиру освобождали как объект культурного наследия, – рассказывает археолог, заместитель директора Института истории материальной культуры Наталья Соловьёва. – Только силами наземной операции. Как во время Второй мировой войны Краков.
В апреле 199-я сессия ЮНЕСКО приняла резолюцию о восстановлении Пальмиры. После этого в Сирию и отправились учёные – историки, археологи, реставраторы из разных стран, в том числе российские. Зрелище перед ними предстало тяжёлое. Храм Бэла, одна из главных и самых древних святынь города, полностью уничтожен взрывом. Среди обломков и каменной пыли теперь высится одна арка. Тяжёлым разрушениям подвергся храм Баалшамина. Колонна Зенобии превратилась в груду обломков. Нет больше той самой Триумфальной арки – с учебника истории за 5-й класс. Что-то ещё можно восстановить. Но как это делать в стране, где идёт война?
– Ни о какой экспедиции реставраторов не могло быть и речи, – говорит Наталья Соловьёва. – Я написала письмо министру обороны. Предложила провести съёмку и создать трёхмерную архитектурно-ландшафтную модель современного состояния Пальмиры. Это позволило бы реставраторам, сидя за компьютером, понять, что и как можно восстанавливать, какой камень откуда, что можно вернуть.
Второй задачей было зафиксировать нынешнее состояние Пальмиры и оценить масштабы потерь. В первое время такая экспедиция была невозможна: в городе работали сапёры. Причём они тоже учитывали, что имеют дело с памятниками ЮНЕСКО.
– В 50-градусную жару они выносили мины и снаряды на руках за пределы древнего города, – замечает Наталья Соловьёва, – чтобы не взрывать рядом с уцелевшими памятниками.
Наконец съёмки для создания трёхмерной модели были согласованы с Минобороны. Экспедиция отправилась в Пальмиру 22 сентября. Руководила ею Наталья Соловьёва.
– Тогда уже были слегка расчищены дороги, – вспоминает археолог. – Чувствуешь себя, конечно, напряжённо, когда идёшь по разрушенному городу, где почти нет людей. Я только видела далеко на горизонте двух женщин. Какие-то мужчины перетаскивали хлам из одного дома в другой. И проехал пикап с пулемётом на крыше.
Экспедиция
На все работы у археологов было три дня. Такой срок они отвели себе сами.
– Мы понимали, что создаём определённые проблемы тем, кто обеспечивал нашу безопасность, поэтому решили уложиться в кратчайшее время, – объясняет Наталья Соловьёва. – Рабочий день длился, пока свет позволял вести съёмку.
Обследовать и заснять с земли и с воздуха предстояло объекты на площади 13 квадратных километров. Съёмку с воздуха помогла обеспечить петербургская компания «Геоскан». Она предоставила небольшой беспилотник с аппаратурой для фото- и видеосъёмки на борту. Он способен работать в автономном режиме до двух с половиной часов и облететь за это время порядка 20 квадратных километров. От оператора требуется определить полётное задание и точку посадки.
О технических деталях съёмки рассказал специалист компании Никита Прокофьев. На борту беспилотника были установлены две фотокамеры. Они проводили съёмку не строго вертикально, а под углом – чтобы можно было зафиксировать и реконструировать поверхности стен. Снимали с трёх высот: на 320 метрах фиксировали весь древний город, на двухстах – отдельные памятники, на 120 метрах – конкретные объекты. Отдельно на земле съёмку проводил фотограф, отмечая свою геопозицию, чтобы эти кадры потом можно было совместить с трёхмерной моделью. В общей сложности было сделано 20 тысяч кадров только с воздуха и больше тысячи с земли.
– Мы с коллегами, сидя в доме, на нашей базе, создавали полётное задание: рисовали на компьютере границы, в которых надо снимать, – рассказывает археолог Егор Блохин. – Потом выходили в поле, запускали самолёт, а сами шли в город – осматривать разрушения на месте.
По возвращении специалисты «Геоскана» провели обработку снимков и реконструировали 3D-модель Пальмиры. Отдельно были созданы модели каждого памятника. Это первый случай подобной фиксации состояния объектов культуры – и одновременно уникальный источник информации: такой была Пальмира в конце ещё сентября 2016 года. До того, как террористы вернулись в город.
– Теперь с этими моделями смогут работать архитекторы и реставраторы и буквально по кирпичикам восстанавливать памятники из руин, – добавляет Егор Блохин. – Так, конечно, работать намного удобнее, чем ехать «в поле» и что-то делать без подготовки.
Что осталось от Пальмиры
Трёхмерная модель, которую в ИИМК пока называют рабочей, даёт возможность «пройти» по той Пальмире, которая сохранилась до возвращение террористов. Все обломки и осколки, из которых предстоит восстанавливать памятники, можно рассмотреть в деталях. Съёмка показала, что состояние Пальмиры, увы, хуже, чем ожидали учёные.
– Вот участок погребальных башен, сильно пострадавших от рук боевиков, – начинает виртуальную экскурсию по Пальмире Егор Блохин. – Это знаковый объект, он был на многих открытках. Вполне естественно, что боевики решили их уничтожить. В каком-то смысле они неплохо подготовлены.
Боевики не только взрывали христианские и языческие святыни целенаправленно. Они уничтожали их, создавая себе укрепления. Так была разрушена Стена Диоклетиана: игиловцы, говорит археолог, разнесли кусок стены, чтобы поставить артиллерию.
– Здесь были видны даже остатки каких-то железяк, которые они натащили, – показывает он на экран.
Ещё несколько «шагов» по виртуальному городу – и с фотографиями 2010 года можно сравнить остатки Колонн Зенобии.
– На этой колонне была надпись в честь царицы Зенобии, при которой Пальмира достигла своего расцвета, – продолжает Егор Блохин. – Памятник тоже знаковый – и боевики его тоже разрушили. Вот что от него осталось.
В каком-то смысле Колоннам Зенобии повезло, если можно так выразиться: блоки, из которых они были построены, хорошо сохранились. Реставраторы с помощью компьютерной модели могут «собрать» их виртуально, пронумеровать – и потом восстанавливать колонны на месте. В худшем состоянии Триумфальная арка, но её тоже можно восстановить. А храм Бэла террористы практически стёрли с лица земли. Его можно только отстроить заново.
– Вокруг храма была турецкая крепость, – добавляет Наталья Соловьёва. – Это поразительное место. Удивительно, как камни живут в истории: в качестве строительного материала были использованы куски ещё более древних колонн. Так умирают цивилизации – и снова живут. Конечно, когда их не разрушают террористы.
Учёным предстоит подумать, как восстановить храм Баалшамина, который тоже был взорван. Зато полностью уцелела знаменитая Большая колоннада – часть древней улицы длиной в полтора километра, по краям стоят четыре ряда колонн. На другой улице уничтожены все статуи: сброшены на землю, у всех разбиты лица и руки. В остальном улица цела. Сохранился и знаменитый античный театр.
– Печально знаменитый, – добавляет Наталья Соловьёва. – Он сохранился потому, что на сцене этого театра игиловцы казнили пленных.
На этой же сцене после ухода боевиков проходил концерт российских музыкантов с участием дирижёра Валерия Гергиева и виолончелиста Сергея Ролдугина. На ступеньках амфитеатра остались неубранными «лампадки», в которых зрители ставили свечки.
– Хорошо сохранился и Погребальный храм, – продолжает Наталья Соловьёва виртуальную экскурсию. – Он уцелел потому, что его подземную часть игиловцы использовали как своё убежище. И видно, что убегали они впопыхах, там валяются какие-то бутылки, какой-то брезент.
До недавних пор считалось, что серьёзно пострадали только несколько памятников, хоть и наиболее знаменитых. Теперь археологи знают, что многие культурные объекты имеют следы разрушений. Кроме того, Пальмира была ещё и разграблена, учёные нашли следы раскопок, которые вели террористы.
– Это именно грабительские раскопки, и это подтвердила наша съёмка, – объясняет Наталья Соловьёва. – Я много работала на раскопках в пустыне, поэтому вижу: раскопы – не свежие, они пережили зиму. Вероятнее всего, предметы, которые были там украдены, через какое-то время появятся на чёрном рынке.
Сейчас созданная археологами и специалистами «Геоскана» 3D-модель – собственность института. Учёные могут передать её правительству Сирии, если будет принято решение о реставрации. Но работа над моделью Пальмиры на этом не заканчивается.
– Сейчас мы начнем создавать большую геоинформационную систему, – рассказывает Егор Блохин. – Можно будет кликнуть по любому объекту, приблизить его и увидеть современное состояние. Прочесть краткую историю исследования, посмотреть его планы, этапы разрушения. Абсолютно незаменимая вещь для исследователей, занимающихся историей города. Никто прежде такого не делал.
Теперь остается ждать, можно ли будет использовать полученную информацию. Ведь Пальмиру снова надо освобождать.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»