Доставленный по ошибочному адресу пассажир "Такси Везет" замерз насмерть. Пропавшего петербуржца можно было спасти, но у диспетчеров инструкция: "С водителем не соединяем".
Полиция трех районов Петербурга и Ленобласти объединилась для поиска 77-летнего Льва Гридюшко. Он уехал из поликлиники домой в Иннолово на такси и исчез. Пока МВД добивалось от перевозчика данных водителя, пенсионер замерзал в паре километров от дома. Навигатор "Яндекса" не виноват, что Заречная улица есть в каждой деревне.
Вечером 15 декабря Лев Гридюшко вышел из поликлиники на 2-й Комсомольской улице в сопровождении дочери Натальи. Она воспользовалась услугами компании, известной как "Такси Везет", чтобы отправить отца домой в деревню Иннолово Ломоносовского района, и вызвала машину на 19.00.
Приехал синий "Хендай Солярис", Наталья отдала водителю 560 рублей. Вложила страховой полис в карман Льву Иосифовичу, обняла на прощание.
В 19.44 водитель отправил диспетчерам "Везет" сообщение: заказ закрыт (выполнен), готов к приему новых клиентов.
В 20.30 Наталье позвонили из Иннолово:
"Отец не приехал".
Женщина успокоила родных, навскидку придумав безобидные версии вроде пробок, внепланового приезда Путина и проколотого колеса, а сама набрала "Везет".
Состоявшиеся диалоги наверняка покажутся знакомыми клиентам этой компании:
– Такси, добрый вечер, откуда вас забрать?
– Соедините меня с водителем, мой отец пропал, его не довезли до дома.
– Не соединяем. Если есть претензии, звоните в службу качества.
Служба качества на крик о помощи реагирует:
– Мы принимаем жалобы, но не работаем с заказами. Если у вас претензия, обратитесь в офис в Химическом переулке.
Поняв бессмысленность посылать SOS в "Везет", Наталья позвонила в "112", 42-й отдел Красносельского УМВД (откуда Гридюшко уезжал), в 32-й отдел Невского УМВД (по месту своего жительства) и в Ломоносовский ОМВД. Нарядам полетели ориентировки: 77 лет, рост 160, лоб высокий, глаза голубые, нос большой, губы тонкие, подбородочная ямка, лобная лысина, голос глухой.
У полицейских с «Везет» тоже возникли сложности. Информацию о пропавшем человеке отказались предоставлять без запроса.
Утром 16 декабря полиция отправила факс и была услышана. К 11.30 водителя "Хендая" отыскали. Усадили в машину – показывай, куда старика завез.
Таксист набрал в навигаторе "Яндекса" адрес, указанный при заказе: Иннолово, Заречная улица, дом такой-то.
На карте выскочило не Иннолово, а соседняя деревня Райкузи, в которой есть и Заречная, и дом с таким же номером. Адрес в Райкузи навигатор знает, а в Иннолово – нет. Поисковая строка при наборе отвечает "Ничего не найдено", но если пользователь упорствует и нажимает "Найти", навигатор выдает ближайший адрес с похожими вводными.
Вечером 16 декабря тело Льва Гридюшко было найдено в Райкузи недалеко от дома, у которого его высадил таксист. По предварительным данным, смерть наступила от переохлаждения. Судебно-медицинское исследование назначено на завтра, 19 декабря.
Автоправозащитник и зампред общественного совета ГУ МВД по Петербургу и области Александр Холодов объяснил "Фонтанке" специфику "Везет":
"Это не таксомоторная компания. Это служба заказа. Она не несет ответственности ни за таксистов, ни за клиентов. Она просто передает заказ третьим лицам. Поведение диспетчеров, которые игнорируют сигнал бедствия, и легкомыслие водителя, высаживающего пассажира на восьмом десятке по ошибочному адресу, – это как минимум повод для проверки по статьям УК "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" и "Оставление в опасности".
В "Везет" "Фонтанке" подтвердили, что коммуникация между диспетчерами и водителями фактически отсутствует, так как между ними нет отношений подчиненности.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»