Спорт теряет популярность в России. Спортивные трансляции по ТВ смотрят все меньше, а футбол и хоккей бьют антирекорды по посещаемости. В чем причина этого падения и действительно ли все настолько ужасно, - разбиралась «Фонтанка.ру».
Отказ Первого канала от трансляции хоккейного Кубка имени самого себя прямо по ходу этого самого турнира печальное и даже, как считают некоторые любители хоккея, позорное событие, но, как оказывается, оно вполне вписывается в общую тенденцию. А общая тенденция такова: спорт в России теряет популярность. Его телерейтинги, как и посещаемость стадионов, падают уже не первый год.
Телерейтинги падают
Впервые в истории российского этапа хоккейного Евротура с тех пор, как он начал называться Кубком Первого канала, его не показали по Первому каналу. Точнее, показали только первый матч из трех, а после было решено отказаться от дальнейших трансляций. На первый взгляд, ситуация дикая и парадоксальная: как можно отказаться от турнира, названного в твою честь, да еще и в самый разгар соревнований, да еще в тот момент, когда празднуется 70-летие хоккея России?! Как показало дальнейшее объяснение телеканала, все на самом деле предельно логично.
«Мы вынуждены отменить сегодняшнюю прямую трансляцию Кубка Первого канала по хоккею. По данным TNS, доля вчерашнего матча составила 6,3%. Это значительно меньше, чем обычная доля Первого канала в это время (19:00 – 21:00). Первый канал не получает бюджетного финансирования, существует на средства от рекламы и не может себе позволить невыполнение коммерческих обязательств», – объяснил Первый канал на своей официальной странице в Facebook.
К слову, для Первого канала подобный сухой прагматизм не в новинку. Минимум дважды они без предупреждения прерывали показ сериалов, объясняя это низкими рейтингами — ничего личного. Например, доля программы «Человек и закон», которая прошла за неделю до начала турнира, в пятницу, 9 декабря, примерно в то же время (с 18:48 до 19:52) составила 16,8%, а доля «Поля чудес», вышедшего вслед за ней — 14,5%. То есть хоккей показался телезрителю в два с лишним раза менее интересным зрелищем, чем эти две программы. И это несмотря на то, что в составе сборной играли такие раскрученные мировые звезды, как Илья Ковальчук и Павел Дацюк. В общем, хоккей оказался Первому каналу не нужен настолько, что они передали телеканалу «Матч ТВ» все права на показ собственного турнира на совершенно безвозмездной основе. Однако у профильного «Матч ТВ» дела идут не лучше, а даже хуже. Намного хуже.
В ноябре сайт sostav.ru опубликовал исследование, сделанное на основе данных TNS Russia, согласно которому «Матч ТВ» в новом телесезоне показал самое значительное снижение аудитории среди всех российских каналов. По итогам сентября 2016 года доля спортивного канала по сравнению со стартом вещания (1 ноября 2015-го) уменьшилась более чем на четверть — на 26 процентов.
Однако это проблема не только «Матч ТВ», но и в целом всего российского телевидения. В ТОП-100 программ недели спортивные трансляции входят в последнее время редко. Например, с 5 по 11 декабря это две программы — мужская и женская эстафеты на Кубке мира по биатлону (88-е и 89-е места, соответственно, «Матч ТВ»). С 28 ноября по 4 декабря спортивные программы в ТОП-100 вообще не вошли, с 21 по 27 ноября на 92-м месте расположился матч группового этапа Лиги чемпионов «Ростов» – «Бавария» («Матч ТВ»), а на 65-м — жеребьевка Кубка конфедераций (Первый канал), с 14 по 20 ноября на 60-м месте — товарищеский матч между футбольными сборными России и Румынии.
Год назад спортивные трансляции попадали в ТОП-100 примерно с такой же частотой, но при этом оказывались на более высоких местах. Например, матч Россия — Хорватия, который прошел 17 ноября-2015, занял по итогам своей недели 38-е место, а биатлонная эстафета, прошедшая 13 декабря-2015, расположилась на 63-й строчке.
За аналогичный период в 2014 и 2013 годах ситуация примерно такая же, но в 2013-м ни одна из четырех недель не обошлась хотя бы без одной спортивной трансляции. Представители по большей части все те же: футбол и биатлон. Тем не менее тенденция очевидна — медленно, но верно, спорт по телевизору смотрят все меньше и меньше людей.
Полупустые стадионы
Падение аудитории, интересующейся спортивными событиями, касается не только телевидения. Меньше стали ходить и на стадионы. Хоккей хоть и попадает в телерейтинги лишь по очень большим праздникам, но по общему количеству зрителей, посещающих стадионы, это спорт номер один в России. Рекордным в этом смысле стал сезон-2014/15, в ходе которого матчи регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги суммарно посетило более 5 миллионов человек, в то время как матчи Российской футбольной лиги в два с лишним раза меньше — 2,4 миллиона. Среднее значение – 6423 человека на хоккейном матче – лучший показатель в истории КХЛ. Однако с тех пор многое изменилось. Вот уже второй сезон подряд средняя посещаемость лиги падает, и в этом году она просела особенно серьезно.
В сезоне-2015/16 средняя посещаемость упала до 6301, а в сезоне-2016/17 (по состоянию на 13 декабря 2016 года, середина сезона) эта цифра и вовсе рухнула ниже отметки в шесть тысяч — до 5991. Это серьезный имиджевый удар для лиги, позиционирующей себя самой посещаемой в России и одной из самой посещаемых (если говорить только о хоккее) в мире. В последний раз меньше шести тысяч у КХЛ было в сезоне-2011/12 (5914).
«В этом сезоне посещаемость немного ниже, чем в прошлом сезоне, который стал рекордным. В основном это происходит за счет иностранных клубов и нашего китайского новичка "Куньлуня". Если смотреть по российским командам, то отклонение небольшое – процента три. Я думаю, что они нагонят уже к плей-офф, поскольку интерес, безусловно, нарастает. Но и иностранные клубы делают выводы», – объяснял на днях ситуацию журналистам президент КХЛ Дмитрий Чернышенко.
Опять же, все вроде бы логично, но такого, чтобы президенту лиги приходилось объясняться перед журналистами за падение посещаемости по ходу регулярного сезона, в КХЛ еще не происходило.
Аналогичная история происходит в футболе. Начиная с 2012 года средняя посещаемость матчей Российской футбольной премьер-лиги падает. В сезоне-2012/13 это было 13 тысяч человек, в 2013/2014-м — 11 500, в 2014/2015-м — 10 250 чел. Последний результат вообще является одним из самых низких в истории отечественного футбола. В сезоне-2015/16 посещаемость чуть подросла, составив 11 057 человек. После 17 туров чемпионата-2016/17 эта цифра опять немного упала — до 11 019, и есть обоснованное предположение, что она упадет еще больше. Как показывает практика последних двух сезонов, посещаемость российского футбола весной ниже его летне-осеннего периода.
Куда уходит зритель
Однако эксперты считают, что с реальным интересом к спорту как к массовому зрелищу все эти цифры чаще всего не имеют ничего общего. Генеральный директор сайта Sports.ru Дмитрий Навоша приводит в пример собственную компанию.
«Говорить о падении интереса ко всему спорту как к зрелищу нельзя. Мой оптимизм в отношении спорта подкрепляется теми метриками, по которым я вижу рост. Я вижу рост интереса к спорту в Интернете и не только на примере наших собственных продуктов. Мы существуем 18 лет, и сейчас, в 2016 году, мы обладаем максимальной аудиторией за все время нашего существования — более миллиона человек в день к нам приходит каждый день, а в дни пиковых событий и того больше. Вижу по размеру спортивных пабликов «ВКонтакте». Можно сравнивать нас с новостными изданиями — спортивные приложения, которые мы издаем, являются самыми популярными из новостных в России. Какой-то объем спортивного потребления я вижу. По моим собственным оценкам, около 10 процентов населения России интересуются спортом в ежедневном режиме. То есть не только тогда, когда есть Олимпиада и Чемпионат мира по футболу, а всегда», – рассказал «Фонтанке» Дмитрий Навоша.
Теорию о том, что любители спорта плавно перетекают в Интернет, подтверждают и другие участники рынка. В частности, руководитель направления продуктового маркетинга компании Rаdario (облачный сервис для продвижения мероприятий, в том числе и спортивных) Вадим Бабешкин считает, что Интернет предлагает ряд неоспоримых преимуществ перед более классическими способами потребления спортивного контента.
«Первая причина подобного падения — меняется модель потребления контента. Если раньше люди смотрели то, что им дают смотреть по телевизору, то сейчас есть различные варианты. И пользователь сегодня смотрит то, что он хочет, то, что он сам выбирает. Спорт отстал от современных тенденций, мало кто работает со зрителем, мало у каких федераций и клубов есть собственные зрительские базы, никто не занимается изучением спроса и того, что зрителю на самом деле интересно сегодня. Понятно, что людям становится не интересно смотреть спорт, они переключаются на сериалы, развлекательные шоу, YouTube-каналы», – рассуждает он.
Вадим Бабешкин не по наслышке знает, о чем говорит. Он также возглавляет петербургскую федерацию прыжков в воду Санкт-Петербурга, далеко не самого популярного вида спорта в России. Однако у него есть свои серьезные успехи. Например, на его YouTube-канал, посвященный прыжкам в воду, подписано 20 тысяч человек, в то время как у официального YouTube-канала Федерации хоккея России – всего 7 тысяч подписчиков.
Бывший заместитель главного редактора спортивных телеканалов ВГТРК Дмитрий Анисимов также поддерживает мнение о влиянии новых технологий на активность любителей спорта, но также считает, что существуют и другие факторы. Среди них — естественный спад интереса после проведения домашней Олимпиады и допинговые скандалы.
«Всегда существует спад интереса к спорту после больших событий – типа Олимпиады. Есть еще и снижение интереса к спорту в связи с допинговыми скандалами. Зритель видит, что из-за этого мы не принимаем участие в каких-то соревнованиях, каких-то соревнований нас лишают, и теряет интерес к происходящему», – говорит Анисимов.
Поддерживает его Дмитрий Навоша, но немного в другом ключе. По мнению генерального директора Sports.ru, российский профессиональные спорт существует по далеким от мировых бизнес-стандартов правилам.
«Очевидно, что есть коллапс модели государственной развития спорта. Он развивается как такая олигархическая властная игрушка. Он не ориентирован на пользователей, поскольку деньги возникают не от пользователей. Например, тот же «Матч ТВ» сделан так, чтобы нравиться Мутко, Путину, Патрушеву и так далее. Неплохо, если это еще и нравится пользователю, но это не жизненно важно. Нужно, чтобы государство поддерживало детский и массовый спорт, а профессиональный спорт развивали частные люди либо те, кто на нем хочет зарабатывать. Давайте не пенять на бедность России. Есть пример Турции, где на спорте прекрасно зарабатывают, где только у футбольного клуба «Фенербахче» порядка 80 магазинов и телеправа продаются за 300 миллионов долларов», – считает Навоша.
«Куда же деваются все эти люди, которые, с одной стороны, интересуются спортом, а с другой – не ходят на стадионы? Очень просто — они смотрят западный спорт. Они смотрят НБА, английскую премьер-лигу, «Реал» и «Барселону», – говорит он.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»