Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Переменная облачность, Без осадков

Ощущается как -1

2 м/с, южн

739мм

80%

Подробнее

Пробки

2/10

В «Красный Бор» долили уголовки

2724
ПоделитьсяПоделиться

Следственный комитет задержал владельца компании-подрядчика полигона «Красный Бор». Выкопанные им ямы никогда не будут использоваться, другие работы придется переделывать.

Информация о задержании Андрея Градобоева появилась на сайте  Следкома утром 28 марта. Справедливости ради следует сказать, что система СПАРК не признает его владельцем компании «Экоградстрой», к которой у правоохранителей вопросы. Фирма записана на Юлию Градобоеву, предположительно, супругу бизнесмена. 

По информации ведомства, комитет по природопользованию и сам «Красный Бор» заключили договоры с компанией «Экоградстрой» о предоставлении субсидий на работы по содержанию, эксплуатации и капитальному ремонту гидротехнических сооружений.

Два договора «Экоградстрой» получил напрямую в конце 2014 года — на рекультивацию пастообразных отходов в уже закрытой карте № 70 (25 млн рублей) и на сооружение двух новых карт (34 млн). Кроме того, компания занималась текущим ремонтом «дамб обвалования» в качестве субподрядчика по контракту за 23,7 млн, который достался компании СК «Экспресс» (она же строила подъездные дороги к 4 картам полигона).

На сайте Следственного комитета говорится, что работы были выполнены не полностью, а 17 млн рублей остались в карманах у подрядчика. Возбуждено дело по статье «Мошенничество». Если следовать логике комитета, ущерб мог быть и больше. Как рассказали «Фонтанке» в руководстве полигона, 5 млн рублей за рекультивацию компания так и не получила. Несмотря на то, что изначально договор был рассчитан до конца 2014 года, окончание работ выпало на август 2015-го, т. е. на период безвременья, когда на полигоне практически никто не работал. Новое руководство отказалось принимать работы, так как проверить их качество не было возможности, да и нужной документации не хватало. «Экоградстрой» подал в суд и выиграл, но исполнительный лист так никуда и не предъявлял.

С сооружением двух новых карт ситуация еще более запутанная. Документацию за 3,3 млн рублей разрабатывал «Проектоводстрой». И эти деньги, и 34 млн за строительство подрядчикам полностью выплачены. «Работы были целиком приняты, но в течение года все развалилось, – говорит нынешний директор полигона Алексей Трутнев. – Съехали все откосы, вся бетонная обваловка разрушилась. Следственный комитет также проверял эти работы». Договоры в 2014 году заключал бывший на тот момент директором полигона Сергей Мацуков. 

Несмотря на то, что речь шла о новом строительстве, госэкспертизы проекта не проводилось. Если внимательно присмотреться к технической документации на проектирование, становится понятно — почему. Указанный там вид строительства – «Реконструкция», это позволяет обходиться без экспертизы. Как говорят собеседники «Фонтанки» в гидротехнической области, это довольно частая уловка. Под реконструкцию маскируют как строительство новых объектов, так и капремонт существующих, которые, по идее, тоже должны проходить экспертизу. В качестве примера приводят плотину Ржевского гидроузла на Охте. На стадии проектирования речь также шла о реконструкции, а уже в контракте на работы значится капремонт.

«Экологическая экспертиза карт не проводилась, – говорят в комитете по природопользованию. – Они никогда не использовались и использоваться по назначению не будут».

Дуэт «Проектоводстроя» и «Экоградстроя» не впервые оказался в центре скандала. Первый еще в 2009 году разработал проект текущего ремонта дамб обваловки. Заключения госэкспертизы в данном случае тоже не было. В 2014 году «Экоградстрой» под авторским надзором проектировщика провел работы. Фирменный стиль узнается и здесь: как и в случае с новыми картами, дамба начала осыпаться через год, даже гарантийный срок не истек. Система отвода поверхностных вод предусмотрена не была, начался подмыв основания дамб. Ростехнадзор поспешил отозвать у полигона «Декларацию безопасности ГТС», а осенью 2015 года состояние объекта было признано опасным и предаварийным. Руководство полигона ждет бюджетного финансирования (а другого и нет) на новый ремонт обваловки.

Неприятное развитие событий в «Красном Бору», судя по всему, не сильно повредило «Проектводстрою». Тем более что комиссия обнаружила нарушение технологий исполнителем в ходе ремонта обваловки. В частности, неправильно укладывалась георешетка (при авторском надзоре). В последние два года «Проектводстрой» удвоил объем заказов по сравнению с 2014-м, доведя его до 35 млн рублей. Среди заказчиков числятся "Росэнергоатом", ГУП «Ленводхоз», ТГК-1 и "Газпром". Собственником компании является Станислав Сольский, бывший заведующий отделом грунтовых сооружений ВНИИ имени Веденеева. Именно он в течение многих лет осуществлял обследование дамбы — в частности, в 2004 году возил комиссию по плотине на автобусе. Согласно СПАРК, Сольский также владеет ПБ «Профиль» вместе с бывшим гендиректором «Проектводстроя» Андреем Герасимовым.

В тот момент, когда Ростехнадзор отзывал лицензию безопасности у полигона, был проведен и аудит расходов предприятия. Главным пунктом в разделе «Строительство объектов основных средств» значилось «Экспериментальное предприятие». Выводы аудиторов были неутешительны: из общей суммы затрат в 1,5 млрд рублей (с 90-х годов) актами выполненных работ подтверждались лишь 635 млн рублей. Эффективность и направление трат на 868 млн навсегда остались под вопросом.

Именно конец 2015 года и начало 2016 года стали временем наибольших открытий в отношении деятельности полигона. Около месяца тогда даже просуществовал профильный штаб, куда вошли чиновники и представители общественных организаций. К этому периоду относится письмо нового директора Виктора Колядова главе комитета по природопользованию Игорю Григорьеву. В нем Колядов сообщает, что полигон избыточно обводнен, техники для ликвидации этой проблемы нет. Кроме того, в письме достаточно наглядно демонстрируется, каким образом предыдущее руководство осваивало выделяемые средства. Документарное изменение типа работ — это еще довольно изощренная схема. К примеру, установка термического обезвреживания отходов стояла в нерабочем состоянии, однако ее работа декларировалась. По факту отходы просто сливали в лес по пожарным рукавам. Деньги списывались на мазут, а установки, если и работали, то на нефтесодержащих отходах из тех же карт.

Задержание Андрея Градобоева — наследие недолгой эпохи (2013-2015 гг), когда «Красным Бором» управлял Сергей Мацуков. Сам он не взял трубку во время звонка корреспондента. В отношении Мацукова также возбуждено уголовное дело. «Фонтанка» подробно рассказывала о нем раньше. Дело касается «злоупотреблений полномочиями», которые выразились в заключении контракта с компанией «РИВИР» за 10 млн рублей. Компания обязывалась выловить из карт хранения отходов плавающие там бочки. Однако, по данным следствия, работы выполняли сами сотрудники «Красного Бора», причем с нарушением всех мыслимых норм безопасности. Еще один эпизод связан с опять-таки 10-миллионным контрактом на реконструкцию очистных сооружений.  Деньги комитета по природопользованию подрядчик «Аквапромпроект» получил почему-то вперед, однако сооружения так и не были запущены в срок. В итоге их включали уже при новом директоре Колядове в авральном режиме и без наличия соответствующего разрешения.

Председатель инициативной группы по экобезопасности Петербурга и Ленобласти Виктория Маркова считает, что принципиально схема освоения средств на полигоне не изменилась. По ее словам, она обратилась в Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга с просьбой проверить субсидирование «Красного Бора» со стороны комитета по природопользованию за 2016 год. Была проведена выборочная проверка, по итогам которой якобы, согласно промежуточным ответам палаты, обнаружилось нарушение законодательства. Отчет был отправлен в комитет по природопользованию, он внес свои возражения. Однако, по данным "Фонтанки", нарушений в итоговом варианте документа будет указано немного. В Контрольно-счетной палате официально предварительные итоги работы не комментируют.

Ранее «Фонтанка» рассказывала о том, как на полигоне укрывают карты от осадков понтонами из гофрированных труб, геомембраны и фанеры за 120 млн рублей.  По словам директора «Красного Бора» Алексея Трутнева, в первом полугодии 2017-го полигон может рассчитывать на 50 млн субсидий. В начале марта стало известно, что комитет намерен потратить 186 млн рублей на гидротехнические сооружения, аварийно-восстановительные работы, инженерные изыскания и закупку илососа для «Красного Бора». Это тот небольшой фронт работ, который полигон может выполнять после отзыва у него лицензии.

Николай Кудин, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close