ФСБ обыскала директора департамента Минкульта Артема Новикова. Он же сын замдиректора Эрмитажа по строительству Михаила Новикова. Новый скандал опять пахнет реставрациями.
Директор департамента Министерства культуры России Артем Новиков доставлен оперативниками центрального аппарата ФСБ к своим следователям. Телефоны его отца – заместителя директора Эрмитажа Михаила Новикова – не отвечают. Это очередной виток нового дела реставраторов, корни которого, похоже, уходят в Петербург, где уже разгромлен монополист строительного рынка «БалтСтрой» и увезен в Лефортово «губернатор 24 часа» Дмитрий Михальченко.
Как сообщалось ранее, около 16:30 вторника, 28 марта, прямо на совещание в здании Министерства культуры на Леонтьевский переулок, 7, зашли оперативники ФСБ России и вежливо вывели директора департамента инвестиций, реставрации и строительства Министерства культуры Артема Новикова.
«Фонтанке» известно, что во время появления сотрудников Госбезопасности Артем Новиков читал доклад по работам на памятниках архитектуры в Крыму. В частности, его оборвали в момент упоминания реставрационных работ дворца Воронцовых в неомавританском стиле у подножия горы Ай-Петри. Был ли при этой сцене лично министр Мединский, «Фонтанка» утверждать не может, но формально доклад Новикова предназначался именно ему.
Разумеется, звучали ошарашенные вопросы и Артема Новикова, и его коллег: «А в чем, собственно, дело?» Безусловно, им с натянутой улыбочкой отвечали, мол, мы на секундочку, у нас пара срочных вопросиков. В переводе со светского это звучит нехорошо: «Не вмешивайтесь, органы разберутся».
Далее Артем Новиков был доставлен в следственную службу ФСБ. Ведь не очень большой секрет, что в ее производстве находится так называемое дело реставраторов, из-за которого под арестом находится как раз бывший начальник Артема Новикова – Борис Мазо.
Кратко о деле реставраторов: по версии следствия, Григорий Пирумов, заключая контракты на реставрацию объектов культурного наследия, среди которых Изборская крепость, Псковский драмтеатр, Новодевичий монастырь, монастырь Иоанна Предтечи в Москве, музей космонавтики в Калуге, был причастен к мошенническому хищению 100 млн рублей. Его соучастниками, по версии СК, являются Мазо, руководитель государственного «Центра реставрации» Олег Иванов, глава «БалтСтроя» Сергеев и еще четыре человека. В том числе – бизнесмен Никита Колесников.
Важно, что Колесникова принято считать конечным бенефициаром торговой группы «Савва», имеющей финансовое и учредительное отношение к компании «Мехстройтранс». Последняя возводит для Эрмитажа третью очередь хранилища в Старой Деревне стоимостью 3,6 млрд рублей. Миллиард уже не могут найти. В деле Минкульта Колесников проходит как фактический руководитель компании «Реставрационный проект», которая получила контракт на реконструкцию московского Иоанно-Предтеченского монастыря и башни Фридриха Великого за 400 млн рублей в Калининграде.
Так что Артема Новикова привезли в следственную службу ФСБ России, где недавно было возбуждено новое уголовное дело по мошенничеству в особо крупном размере. А оперативное сопровождение осуществляют первый отдел службы экономической безопасности и служба по борьбе с терроризмом ФСБ России (все просто: «единичка» СЭБ – раньше отвечала за Минкульт, а БТ – сегодня).
Примерно во время появления контрразведчиков в Минкульте, дома у Артема Новикова начался обыск. Здесь также было все нетипично для персоны такого ранга и родства. «Фонтанке» стало известно, что у него в квартире была найдена тара и вещество, очень похожее на то, что, по настоянию регулятора российских СМИ, мы вынуждены назвать общей формулировкой – синтетический наркотик. Хотя Артем Новиков во время обыска это отрицал и назвал вещество просто солью. Также по информации, требующей дополнительной проверки, супруга Артема Новикова не только не удивилась появлению людей в штатском, но, по слухам, даже обрадовалась. Мол, давно пора.
Артем Новиков был допрошен, и его не стали задерживать. Судя по всему, он дал те показания, которые удовлетворили сотрудников.
В Петербурге фигурант больше известен как сын влиятельного заместителя директора по строительству Эрмитажа Михаила Новикова. По данным «Фонтанки», он отправил своего сына на повышение в 2012 году и именно в департамент инвестиций, реставрации и строительства Минкульта, которым руководил ныне арестованный Мазо. Артем Новиков занимался распределением финансовых потоков, а после ареста Мазо стал сначала исполняющим обязанности начальника департамента, а потом и реально начальником.
До начала столь резкой карьеры на государственной службе он трудился в шведской реставрационной фирме KPW, где в 30 лет стал директором. Позже возглавил Ассоциацию реставраторов России. В интервью строительному порталу он как-то признался: «Менеджер в реставрации должен думать в первую очередь о сохранении памятников и только в последнюю очередь – о выгоде. Это искушение».
В 2008 году Новиков был одним из ярых противников приватизации объектов культурного наследия, которая лишала подрядчиков щедрого бюджетного финансирования. Новиков открыто заявлял, что частные инвесторы будут экономить при реставрационных работах.
В Минкульте до марта 2016 года Новиков непосредственно подчинялся директору департамента управления имуществом и инвестиционной политики Борису Мазо, арестованному, как уже упоминалось, по делу реставраторов вместе с топ-менеджментом компании «БалтСтрой» и замминистра культуры Григорием Пирумовым.
Любопытно, что с Новиковым год назад уже общались следователи и вроде даже задерживали. Однако он сохранил даже должность.
Что касается его отца – Михаила Новикова, то «Фонтанка» ни на что не намекает, но оба его мобильных телефона выключены. Это странно, так как, конечно же, он должен просто висеть на мобильной связи, решая массу вопросов, так неожиданно на него свалившихся.
Евгений Вышенков, Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»