После теракта обнажена системная уязвимость метрополитена. От тысячи сотрудников требуется знание профайлинга, но учат их обращению с рентгеном. Претензии глушатся звоном металлодетекторов.
После масштабной проверки прокуратура посекундно разложила эпизод с проходом предполагаемого смертника Акбаржона Джалилова на станцию «Академическая». Ответственные названы поименно, перед ними открыта перспектива уголовного дела за халатность. Но изучение инструкций метрополитена приводит к выводу, что на сотрудников контроля возложены обязанности, несоразмерные с их компетенцией.
Отвлеклись
Понедельник, 10 апреля, пользователи метрополитена начали со звона в ушах. Молчавшие рамки металлодетекторов запищали. Одновременно в Следственном комитете получили результаты прокурорской проверки всех 67 станций подземки и поименный список лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 293 УК «Халатность» за свободный допуск предполагаемого смертника. Разобранный по крупицам случай недельной давности позволил системно взглянуть на безопасность в подземке.
Джалилов подошел к «Академической» около полудня 3 апреля. В 12 часов 8 минут 51 секунду провел разведку: со стороны выхода пассажиров посмотрел на входную зону вестибюля. Сотрудники метро и полиции у рамок металлодетекторов отсутствовали. В 12 часов 10 минут 4 секунды Джалилов проследовал к эскалатору. За спиной – рюкзак с бомбой для поезда, в руке – сумка с взрывным устройством для платформы «Площади Восстания».
На «Академической» с утра 3 апреля дежурили инспекторы Службы контроля на метрополитене (СКМ) Соболевский и Зубарев. Третий болел, его заменили двумя стажерами. Транспортной безопасности они не обучались. Их как бы и не было.
В момент прохода Джалилова оба инспектора находились у будки дежурного по вестибюлю.
«Соболевский бдительности к проходящим пассажирам не проявлял. Зубарев мер по нахождению Соболевского на посту досмотра не предпринял», – так решила прокуратура и направила в СК материалы на возбуждение дела по халатности. Третьим в постановлении зампрокурора Чубыкина указан старший инспектор Ипполитов, который за одного больного сотрудника дал двух стажеров.
Прокуратура проверила все 67 станций, поговорила со старшим электромехаником СКМ Ириком Аллагияровым и внесла запись:
«Рамки работают не в полном объеме, на всех станциях отключено звуковое оповещение».
Звук включили. Читатели «Фонтанки» отозвались:
«Теперь проход к поездам метро – только после прослушивания писка. Это на порядок безопаснее, чем без писка!»
«Сегодня утром на «Академке» рамки пищат, моргают. Народ идет, никто внимания не обращает».
«На меня теперь все рамки гудят. Ведь я несу «внушительную часть металла» в кармане – два ключа от квартиры!»
«Десять минут, с 14.45 до 14.55 стоял на «Адмиралтейской». Никого у рамок нет. Они орут благим матом. А двое полицейских стоят метрах в тридцати от металлодетекторов».
В петербургском метрополитене не стали комментировать «Фонтанке» претензии прокуратуры, сославшись на то, что проверочные мероприятия продолжаются.
Звук не нужен
В ГУП «Петербургский метрополитен» работают 14 тысяч человек. Приказом начальника Владимира Гарюгина за защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и контрольно-пропускной режим целиком отвечает СКМ. В ней состоит почти тысяча сотрудников.
В метро 74 зоны досмотра – по количеству вестибюлей. В дневную смену, с 8 до 20, в каждый вестибюль заступают по три инспектора СКМ. Их зона ответственности – линейка металлодетекторов, рентгеновская установка в стороне от потока и турникеты.
В ноябре 2016 года Гарюгиным утверждена постоянная эксплуатация металлодетекторов SmartScan столичной компании «Современные наукоемкие технологии» (СНТ).
В метро установлена модель SmartScan С18. У нее, как говорит производитель, нет ложных срабатываний. Пассажирам не нужно выкладывать ключи, монеты, телефоны. SmartScan C18 настраивается на черный, цветной, смешанный металлы. Задается любой вес от 15 граммов.
Пространство рамки разделено на 6 горизонтальных и 3 вертикальные зоны (всего 18), каждая функционирует как самостоятельный детектор. Вес металла из различных зон не суммируется. На дисплей рамки (расположен сверху) выводится вся информация – локализация предмета в конкретной зоне и графический уровень сигнала, пропорциональный размеру. Эти данные инспектор СКМ обучен считывать и понимать.
В компании-разработчике «Фонтанке» подтвердили, что звуковое оповещение никакой дополнительной информации не несет, это дублирующая функция.
Нагрузка
Ежедневно в метро спускаются свыше 2 млн человек. В среднем на вестибюль приходится по 27 тысяч. При 18-часовом графике станции через металлодетекторы проходят 1500 пассажиров в час, или 25 в минуту. После терактов в Домодедово 2011 года было существенно изменено законодательство. С февраля 2014-го в ФЗ «О транспортной безопасности» появились понятия досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, а также способы контроля пассажиров – наблюдение и собеседование.
Изменения коснулись и петербургского метро. Дополнительные обязанности закрепились за СКМ. Инспекторы, стоя за линией металлодетекторов, обязаны:
«Обеспечивать непрерывную работу по выявлению путем наблюдения и собеседования на станции лиц, во внешнем виде и поведении которых присутствуют признаки подготовки или совершения акта незаконного вмешательства. При прохождении пассажира через металлодетектор необходимо особое внимание обращать на световой уровень тревоги, который загорается и соответствует уровню нахождения металлического предмета на теле (голова, грудь, пояс, ноги). При наличии у пассажира багажа и личных вещей, вызывающих подозрение, инспектору следует уточнить, принадлежит ли ему багаж, и задать вопрос о нахождении в нем запрещенных вещей и предметов, после чего предложить ему предоставить багаж для обследования».
Это уже следующий пункт обязанностей – после металлодетекторов выборочно досматривать пассажиров и кладь на рентгенотелевизионном оборудовании трех типов: петербургской установке «HI-SCAN 6040i» (27) и московских «Инспектор 60/40Z» (35) и «Калан-2М» (11).
Вместе с тем, как сказали «Фонтанке» сотрудники СКМ, в настоящее время они по-прежнему не наделены правом досмотра пассажиров.
«Мы не аттестованы. Можем только попросить пассажира дождаться полицейского. А их бывает по одному на несколько станций. Наши указания пропустить сумку или рюкзак через рентген – чистой воды своеволие».
Но довлеет над ними – план. Начальник СКМ Юрий Иванов регулярно издает распоряжения о выполнении «норматива обследования пассажиров на предмет выявления подозрительных предметов». Между собой инспекторы называют эту процедуру «прогоном пассажиров», которая, по их мнению, служит отчетности, но мало соотносится с реальным повышением безопасности.
«Даже на бумаге цель этих прогонов указана как «увеличение интенсивности выполнения мероприятий по безопасности», – делятся инспекторы.
Норматив обследования пассажиров плавающий, иногда превышает 30 человек в час. Его исполнение отображается в специальном журнале учета.
Сокращения
Инспекторы СКМ называют действующие правила устаревшими. Ссылаются на Москву, которая внедряет более логичную, по их мнению, схему. Смен – три, по восемь часов. В каждой тоже по три сотрудника. Один отвечает за визуальное наблюдение за пассажирами, второй в случае необходимости выборочно досматривает на рентгене, а третий, находясь в стороне, считывает информацию, поступающую на выносной монитор. Он аккумулирует данные со всех металлодетекторов в вестибюле.
Первая партия металлодетекторов в петербургский метрополитен поступила в 2015 году , и техзадание по примеру Москвы включало закупку выносных мониторов. Но в СНТ «Фонтанке» сообщили, что в петербургский метрополитен мониторы не поставляют. Поэтому инспекторы СКМ одновременно читают дисплеи и лица пассажиров.
Изучение инструкции инспекторов СКМ дает ясно понять, что они должны быть обучены хотя бы азам профайлинга – оценке поведения человека по его внешности. Действующие сотрудники говорят, что слово такое слышали, курсы по безопасности они посещают (недавно метрополитен заключил двухлетний контракт стоимостью 5 млн рублей на повышение квалификации по транспортной безопасности инспекторов СКМ с Петербургским госуниверситетом путей сообщения), но в основном их учат читать снимки рентгеновских установок и данные металлодетектора и пользоваться определителем паров взрывчатых веществ.
Требования к кандидатам на должность инспектора СКМ остаются прежними с тех пор, когда они в основном «курировали» безбилетников и не помышляли о «непрерывном наблюдении» и собеседовании: возраст от 18, годность по состоянию здоровья, образование от среднего специального. На работу берут после месячного обучения в технической школе метрополитена.
6-7 апреля 2017 года в Петербурге проходил седьмой форум «Безопасность на транспорте». Одна из сессий была посвящена технологиям профайлинга. Ее вел эксперт-полиграфолог, профайлер Александр Лукин из Международной академии исследования лжи. Он объяснил «Фонтанке» особенности работы с пассажиропотоком:
– Внимание профайлера рассчитано максимум на два часа, после чего требуется перерыв. Снижаются концентрация и общая работоспособность.
– Три человека могут в течение 12-часовой смены контролировать пассажиропоток объемом в 1500 человек в час и выше, при пиковых нагрузках метро?
– Теоретически, при должной подготовке, – да.
– Можно ли за месяц обучить профайлингу?
– Да, но желательно кандидату иметь высшее образование – юридическое или психологическое. Кроме чтения лиц, надо владеть навыком опроса с использованием специальных скриптов. После посещения петербургских метро и вокзалов у меня не сложилось впечатление, что персонал к работе у рамок подготовлен.
На форуме также прозвучало, что месячный курс профайлинга стоит около 60 тысяч рублей. Петербургской подземке, соответственно, обучение штата СКМ обошлось бы в 60 млн рублей.
Метрополитен, кажется, идет другим путем. Год назад, 14 апреля, он анонсировал частичную замену инспекторов СКМ лицензированными охранниками, которые прошли профильное обучение. Реформа началась с сокращения штата СКМ на 130 человек. О приходе профессионалов в вестибюли пока не слышно.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»