Введение обязательной маркировки лекарственных препаратов метками DataMatrix может стать предлогом для повышения цен недобросовестными игроками. Такое мнение высказал генеральный директор компании «Хемексфарм» Алексей Мартынов в ходе Международного фармацевтического форума, прошедшего в Петербурге 13 апреля.
По словам представителя отрасли, стоимость оборудования для нанесения маркировки составляет 60 – 250 тыс. евро на производственную линию.
«Это тяжело для небольших заводов, но крупные смогут себе это позволить. Опыт европейских стран показывает, что подорожание будет небольшим – не более 2 рублей на пачку», – отметил он.
Однако Мартынов не исключил, что недобросовестные игроки могут поднять цены, пользуясь введением меток как предлогом, но это произойдет, скорее, в розничном и дистрибьюторском звене.
Напомним, эксперимент по маркировке лекарственных препаратов стартовал в России в 2017 году. Сканируя специальную метку, покупатель сможет при помощи своего смартфона или сканера в аптеке проверить легальность препарата, а также срок его годности. Предполагается, что с 2018-го маркировка лекарств станет обязательной для всех препаратов из перечня жизненно важных, а с 2019 года – начнет вводиться для всех лекарств. Предполагается, что это позволит снизить долю фальсификата на рынке, который сейчас оценивается в 10 – 20%.
На данный момент тестирование системы ведут такие производители, как Biocad, «Герофарм» и «Р-фарм». Однако, как объяснила представитель компании Biocad Анна Максимова, сейчас компании вынуждены использовать информационные системы собственной разработки, поскольку единая система пока не создана.
В свою очередь, партнер компании Lidings Сергей Патрикеев усомнился, что появление в фармацевтике подобной системы поможет полностью избавиться от фальсификата. «Как мы видим на примере алкогольного рынка, после внедрения системы ЕГАИС государство не отказалось от ценового регулирования в виде установления минимальных розничных цен», – подчеркнул он.