Эрмитажу запретили продавать книги с информацией о массовой продаже предметов искусства из фондов музея в 1920-е и 1930-е годы. Минкульт и ФСБ в начале апреля провели проверку музея и по этому поводу.
О том, что в первых числах апреля в Эрмитаж с проверкой пожаловала комиссия Минкульта и запретила продавать книги, подготовленные научными сотрудниками музея, сообщил старший научный сотрудник музея Алексей Ларионов. На своей страничке в «Фейсбуке» он написал, что в музее две недели назад прошла проверка, по результатам которой «предъявлена претензия в том, что музей на протяжении многих лет незаконно публиковал документы, относящиеся к числу «секретных».
Речь идет о книгах, посвященных продажам из собрания Эрмитажа в 1920-е — 1930-е годы. Последняя из них – «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи. 1930 – 1931. Архивные документы» – вышла в серии «Страницы истории Эрмитажа» в 2016 году. Ранее были опубликованы книги «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1928 – 1929. Архивные документы», две части сборника «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи. 1929», а также сборники о распродажах предметов из Строгановского дворца и о судьбах «перемещенных» художественных коллекций.
«Решением комиссии они теперь запрещены к продаже, изъяты из книжных киосков (они продавались только в Эрмитаже), на них не велено ссылаться, а очередной, подготовленный уже к печати том с документами за 1932 – 1933 годы запрещен к изданию, – пишет Ларионов. – Более того, сами соответствующие архивные дела (среди которых много и неизданных) изъяты из музея, сложены в коробки, опечатаны и вывезены».
Впрочем, все ли книги из этой серии попали под запрет, не уточняется. Другие сотрудники музея комментариев не дают, опасаясь поставить музей под еще больший удар, однако подтверждая, что ситуация имеет место.
По информации источников «Фонтанки», причиной конфликта стало оформление разрешения на публикацию после снятия с документов грифа секретности. Якобы оно вызвало вопросы у федеральных органов, отвечающих за безопасность.
В УФСБ по Петербургу и Ленобласти «Фонтанке» не смогли прокомментировать ситуацию.
При этом ряд документов из архивов публиковались и ранее, фрагментарно книги доступны в Сети.
«Опыт распродаж и сегодня висит тяжелой ношей на репутации отечественной культуры и отношении власти к культуре, – писал директор музея Михаил Пиотровский в статье «Скромная хроника продаж», опубликованной в книге «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1929. Архивные документы. Выпуск IV. Часть 1». – Опыт этот назидателен и для других стран, но не всегда убедителен для России. Предложения о внутренних и внешних распродажах (либо о переделах и обменах) время от времени звучат (тихо или громко) и сейчас. Поэтому публикация материалов о реальной ситуации с продажами из Эрмитажа, представленная через картинки почти бытового бюрократического развития культурной трагедии, – не просто исторический долг, но и крайне актуальная задача».
1929 год был рекордным по выдаче полотен из собрания музея. «Для продажи предназначалось около трети произведений запаса, главным образом картины из национализированных собраний, поступивших в Эрмитаж после 1917 г. Среди них крупнейшие частные коллекции Строгановых, Шуваловых, Шереметевых, Юсуповых, Боткиных, Палей, а также полотна западноевропейских мастеров из Музея Академии художеств, Мраморного и Аничкова дворцов, Кушелевской галереи», – говорится в аннотации к книге.
Аннотация к другому изданию из этой серии напоминает, что «с 1928 по 1934 г. были проданы полотна Рафаэля, Рембрандта, ван Эйка, Тициана, художественное серебро, бронза, нумизматические коллекции, византийские эмали».
В книгах, подготовленных Эрмитажем, публиковались протоколы и акты выдачи, служебные записи, переписка с советской внешнеторговой конторой «Антиквариат», занимавшейся продажей шедевров ради получения средств на выполнение планов «пятилетки», списки с оценками и документы по «чистке» аппарата музея и репрессиям в отношении сотрудников.
Как пишет Ларионов, аналогичные мероприятия прошли и в некоторых московских музеях, в частности, в ГМИИ им. Пушкина и Историческом музее, дело доходило до вырезания и изъятия отдельных страниц из сброшюрованных дел:
«Что толку изымать из продажи книги, свободно продававшиеся годами, разошедшиеся по библиотекам, частично, даже вывешенные в интернете? И гадать, что за этим стоит — бюрократическое безумие, или параноидальное стремление переписать историю? Из какого это автора, из Кафки или из Оруэлла?»
Реакция музейного сообщества на запрет изданий была однозначной: «Это кошмар!» Музейщики обсуждают, что публикации были нужны им в том числе и для работы — для понимания того, что хранилось в музеях, и для формирования современной стратегии музейных закупок. Некоторые вспоминают, что в 1930-е годы в Петропавловском соборе находился склад для конфискованной литературы и книг в него «влезало много».
Архив Государственного Эрмитажа как самостоятельное подразделение был создан в 1920 году, в настоящее время в нем хранится 67 фондов (44 тысячи единицы хранения), начиная с документов 1767 года. Большая часть документов включена в пять фондов – «Документы Императорского (Государственного) Эрмитажа», «Собственные библиотеки и арсеналы», «Архитектор Зимнего дворца», «Государственный музейный фонд» и «Изобразительный материал по истории Эрмитажа». Фонды с 6-го по 27-й включают личные фонды историков и искусствоведов.
Книги выпускались издательством Государственного Эрмитажа с 2006 года, тираж первой книги, «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1928 – 1929. Архивные документы», — 2000 экземпляров, последней, посвященной 1930 – 1931 годам, — 1000 экземпляров.
"Фонтанка.ру"