Внушительный властный бомонд собрал первый c 1995 года матч мужской гандбольной сборной в Петербурге. «Фонтанка» пыталась узнать у Вячеслава Макарова и Бориса Грызлова, за что они так резко полюбили этот прекрасный, но совершенно не мейнстримовый вид спорта.
Матч квалификации чемпионата Европы по гандболу между сборными России и Швеции было решено провести в Петербурге. Ранее мужская национальная команда играла в Северной столице лишь в 1995 году. Хотя для возвращения на берега Невы было немало причин. «Университет-Нева» – один из лучших и самых стабильных российских клубов последних лет – пять раз выигрывал серебро и дважды бронзу Суперлиги. А еще два последних года сборную возглавляет тренер «Университета-Невы» и коренной ленинградец Дмитрий Торгованов.
Не сказать, чтобы гандбол был уж совсем каким-то маргинальным видом спорта, но зрелище это на любителя. Достаточно сказать, что многие российские команды играют в залах чуть ли не обычных спортшкол. Не исключение и петербургский клуб «Университет-Нева», который принимает соперников по чемпионату России в СДЮСШОР Кировского района.
Но матч сборной России вызвал небывалый интерес именно со стороны властных персон. Например, приехал Сергей Шишкарев – основатель и президент группы компаний «Дело» (один из крупнейших транспортно-логистических холдингов в стране, стоимость активов которого более миллиарда долларов), заместитель председателя Морской коллегии при правительстве РФ. Но с Шишкаревым все понятно. Он, помимо всего прочего, президент федерации гандбола России. Из всех высокопоставленных випов он приехал на «СИБУР Арену», где и должен был пройти матч, первым. К нему «Фонтанка» обратилась с вопросом: почему все-таки Петербург?
– Мы хотим, чтобы гандбол распространялся по стране, – начал отвечать Шишкарев. – Везде, где есть инфраструктурная возможность, мы будем это делать. Ну а почему Питер... Потому что Питер истосковался по гандболу. Так получилось, что сегодня мы играем со Швецией, это буквально наш сосед. Но это не в том смысле, чтобы шведам было удобнее, – поспешил уточнить он. – Мы прекрасно понимаем, что питерская аудитория с удовольствием придет на матч с соседями.
– Кстати, про аудиторию, – прерываю его немного пафосный монолог. – Рассказывают, что рекламный бюджет на этот матч стремился к нулю, отсюда и почти полное отсутствие какой-либо рекламы по городу. За посещаемость не беспокоитесь?
– Я вам могу сказать, что вообще бюджет федерации очень низкий, – тут стоящий передо мной человек, чье состояние журнал «Финансы» в 2011 году оценил в 220 миллионов долларов, не считая миллиардных активов, как-то погрустнел. – Мало кто помогает. Я вот смотрю на это прекрасное сооружение, – Шишкарев показал пальцем на стадион «Санкт-Петербург», находящийся как раз по соседству с «СИБУР Ареной». – Нам бы хотя бы половину денег, которые тратятся только на обслуживание этого сооружения. Тогда бы и рекламный бюджет был бы другой. Ну как могли, так и сделали. На что хватало сил, неформальных связей. Мы обращались и в мэрию Петербурга. Ну сколько будет, столько будет. Но, я думаю, что аудитория сегодня соберется.
Тут Шишкарев, кстати, не прогадал. Несмотря на почти полное отсутствие рекламы, матч посетило 4000 зрителей, и поддержка у сборной России была что надо. После матча болельщики не спешили расходиться, и еще полчаса игрокам пришлось раздавать автографы и делать селфи. Просто чудеса какие-то.
Также матч должен был посетить вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, но поддержать сборную ему не позволил президент.
– Дмитрий Олегович не приедет, – Шишкарев опять загрустил. – У него совещание сегодня с президентом. А вот Борис Вячеславович обещал быть, поэтому очень ждем его. Это мой капитан парламентской сборной по футболу, под руководством которого и с пасов которого я забил очень много голов.
Это президент ГК «Дело» заговорил о Грызлове, ныне председателе высшего совета партии «Единая Россия» и полномочном представителе России в контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе.
– А в гандбол вы как часто играете? – продолжаю допытываться у Шишкарева.
– Регулярно. У меня недавно был перелом: на тренировке по теннису сломал ладьевидную кость и на полгода выпал из тренировочного процесса. Но сейчас свое вечернее время я делю между футболом, гандболом и теннисом. В гандбол играю минимум один-два раза в неделю. Мой главный наставник по гандболу – это Дмитрий Олегович (как выяснилось, Рогозин – мастер спорта по гандболу. – Прим. ред.). Сравнивая капитана Грызлова и капитана Рогозина, могу сказать, что Дмитрий Олегович более лоялен к моему гандбольному мастерству, которое пока находится на низком уровне.
Следующим прибыл председатель Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров. Его я тоже спросил про то, что же он нашел такого интересного в сегодняшнем матче, но в ответ услышал что-то совсем уж странное.
– Должно быть возрождение гандбольной школы Петербурга, – как-то невпопад ответил Макаров. – Я верю в тренерский талант Торгованова, но без детского спорта ничего не будет. Должна быть четко выстроенная система подготовки и воспитания наших игроков. А для этого хочу посмотреть, как этот матч будет проходить. А вообще, мы делаем все, чтобы возродить гандбол в Петербурге. По большому счету, если посмотреть, какие колоссальные деньги мы вкладываем в отдельные виды спорта, просто гигантские деньги…
– Это вы сейчас не случайно покосились на стадион «Санкт-Петербург»?
– Не будем продолжать эту тему, – сразу осек меня Макаров. – Так вот, гандбол – это не такой денежнозатратный вид спорта, там не такие зарплаты у игроков. Но это тоже спорт, который воспитывает, который делает людей мощными, который доставляет радость миллионам. Ну а если вспомнить традиции советского гандбола, а потом российского, то мы сразу понимаем, какое это колоссальное значение имеет для нашего города.
– И все-таки вы не ответили на мой вопрос: что вас заинтересовало в сегодняшнем матче?
– Хочу посмотреть на новые тактические разработки Торгованова, потому что он обещал преподнести сюрприз. К тому же меня интересует, сколько игроков из Санкт-Петербурга будет играть. Мне рассказали, что есть травмированные игроки, но я не хочу сейчас называть их имена. Вот видите, насколько я все хорошо знаю. Ну и потом, когда бы я ни приезжал на матчи, мы всегда выигрывали.
– Так вы настоящий гандбольный фанат?
– Ну не фанат, но сколько раз я ни приезжал на матчи «Университета-Невы», они всегда выигрывали даже у самых сильных соперников.
– Откуда такой интерес к гандболу? Вы им занимались в прошлом?
– Нет, просто им занимаются мои друзья. А я играю в футбол и хоккей. Лучше всего я играю в хоккей, чтобы вы знали. В хоккее я всегда отличался самой высокой скоростью.
И тут наконец подъехал Грызлов, и стало понятно, что все эти люди терпели меня только потому, что ждали на улице его приезда. Председатель высшего совета партии «Единая Россия» вышел из автомобиля, со всеми радостно поздоровался, пообнимался, и они все вместе сразу же направились внутрь «СИБУР-Арены». А вот разговаривать с журналистом желания особого Грызлов не изъявил.
– Ну и что? – это он так ответил на мое приветствие и представление. – Ну и что, что «Фонтанка.ру»? Я хожу всегда на большие спортивные соревнования. А когда сборная играет, тем более.
Этот короткий разговор происходил на бегу, и последние слова Грызлов произносил, уже почти скрывшись внутри входа для особых гостей, куда, понятное дело, журналистам ходу не было.
А что касается сборной России, то она, к сожалению, проиграла без вариантов. Первый гол россияне забили лишь на 9 минуте, когда счет был уже 0:4 в пользу шведов, второй лишь на 13-й, когда соперник забил еще четыре мяча. Потом команда Торгованова немного подтянулась, но все равно уступила 21:29. Новые тактические разработки не сработали.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»