Сразу после каникул, 10 мая, правительство рассмотрит поправки в Генплан Петербурга. 18 мая документ поступит на утверждение в ЗакС. Во время чтений оппозиционные депутаты обещают помочь жителям Пушкина, чьи предложения о строительстве дорог проигнорировали почти целиком.
От Пушкинского района, включая проблемную Славянку, Смольный по итогам публичных слушаний получил 111 предложений (большинство из них дублировались). Горожане в очередной раз послали чиновникам четкий сигнал – транспортная инфраструктура этой части города не проблемная, она – катастрофична.
Но сигнал остался без ответа: все ключевые предложения жителей Пушкинского района комиссия по изменениям Генплана отклонила. "По всем принципиальным пунктам отказали, но ноги у нас еще не отказали, будем дальше ходить и добиваться решения проблем района в целом и Славянки в частности", – прокомментировал решение комиссии основатель движения "Гражданин Пушкин" Александр Беляев.
Призрачный шанс на свободное передвижение по Пушкину и за его пределами у жителей города все же остается, соглашается член комиссии ЗакСа по градостроительству Борис Вишевский. По его словам, любые из отклоненных в протоколе поправок можно внести на парламентских слушаниях закона. 18 мая комиссия рассмотрит документ и сделает свое заключение.
Ключевая проблема Генплана кроется в рекомендательном характере решений публичных слушаний, уверен Вишневский. "Пока мы не сделаем их обязательными – конфликты будут обостряться. В законе нужно прописать, что если две трети жителей выступают против изменений на своей территории – документ отправляется на переработку", – предложил депутат.
Один из стратегических вариантов, на котором настаивали горожане, – строительство объездной автодороги. Ее активисты предлагают пустить вокруг поселка Александровская, городов Пушкина и Павловска.
Интересно, что на муниципальном уровне власть поддерживает горожан: заявку на окружную дорогу в комиссию по изменениям Генплана также лично отправила глава МО "Поселок Александровская" Татьяна Косицына. К ней присоединились представители Торгово-промышленной палаты (ТПП) Пушкина и Павловска.
Вторая массовая просьба к Смольному – отказаться от строительства шестиполосной магистрали, которая в перспективе должна пройти через поселок Александровская. Эту дорогу планируют построить исключительно для нужд застраивающегося города-спутника "Южный". Предложения участники публичных слушаний сформулировали предельно четко: исключить из Генплана Петербурга спорную магистраль, либо разработать и предоставить альтернативный вариант трассировки в обход поселка, чтобы сэкономить средства бюджета и не превращать поселок в шестиполосную трассу.
"Дорогу нарисовали через узкий створ – по проекту магистраль должна пройти через улицу Новые Места, которая расположена между железнодорожными путями и частным сектором, минимальное расстояние между которыми – 20 м. Под снос пойдут около 40 домов. Проект неоправданно дорог и, что важнее, нецелесообразен – это не решает транспортные проблемы нашего района", – говорит другой координатор движения Павел Солодов.
В Генплане не учли и народное предложение отменить запланированное расширение Детскосельского бульвара вдоль Буферного парка до четырех полос с виадуком через железную дорогу Витебского направления.
Появление виадука в черте города приведет к появлению новой магистрали и увеличению транзитного потока. «Все будут заезжать в Пушкин по Петербургскому шоссе, ехать по Детскоселькому бульвару, и пробка будет копиться уже на въезде в город», – считает Беляев. К тому же это решение фактически продублирует другой намеченный в плане виадук — в одном километре (в составе Южной широтной магистрали). «Пустая трата денег, ухудшение экологии и безопасности, снижение качества жизни — все, что мы получим в итоге», – прогнозирует активист.
Те же проблемы сулит и решение продолжить Витебский проспект до Детскосельского бульвара с пробивкой Железнодорожной улицы от Детскосельского бульвара до Пушкинского вокзала. Воплощение этой схемы приведет к тому, что потоки через город Пушкин увеличатся в разы. Витебский проспект стоит довести до Буферного парка, до полей, провести через железнодорожный переезд и связать с шоссе Подбельского, где нет жилой застройки, предлагали активисты. К тому же эксперты усомнились в реальности расширения Железнодорожной улицы, которая, если такое все же произойдет, будет упираться в автобусное кольцо и узкие двухполосные улицы.
Предложение отменить строительство путепровода через железную дорогу в поселок Тярлево также не встретило отклика, а значит, в Пушкин заведут транзитный поток по узким улицам в обе стороны. «Что опять же подтверждает правило: виадуки обязательно нужно выносить за пределы города, исторически сложившейся застройки», – подчеркнул Беляев.
Есть вопросы у активистов и к планам по расширению Колпинского шоссе в самой ближайшей перспективе. «Московское шоссе не будет расширяться до 2020 года, этого нет в адресной программе, решение проблемы с переездом тоже далеко от исполнения. То есть, слева у нас останется двухполосная Новодеревенская улица, проблемный переезд на Пушкинском вокзале, а справа перегруженное Московское шоссе — проблема в итоге не решится, а наоборот, усугубится на время дорожных работ», – объяснил Беляев. Единственный плюс этого решения заключается в благоустройстве шоссе, где после реконструкции появятся нормальные автобусные остановки, тротуары, уличное освещение. «Но глобально транспортную проблему Славянки это сейчас не решит», – резюмировал координатор движения «Гражданин Пушкин».
При этом одобренный проект легкорельса из Купчино через Шушары к "Южному" вызывает противоречивые эмоции. «В нынешнем варианте трамвай спускается из Купчино в Шушары, потом по Подбельского – Торопецкой мимо Славянки в одну сторону, другое ответвление в промзону Шушары-2 к станции метро "Шушары". Еще одно ответвление идет по Подбельского и дальше через территорию племзавода "Детскосельский" и затем вдоль трассы М-11 зачем-то", – объясняет Александр Беляев. Он отметил, что Ленсоветовский микрорайон опять останется отрезанным от новых транспортных сообщений.
Однако во многом полезный и долгожданный проект настолько дорог в реализации, что жители сомневаются в его действительном строительстве. "Все это из разряда фантастики, огромные деньги. Такое ощущение, что нарисовали легкорельс просто, чтобы успокоить жителей, а появление его может никогда не состояться", – предполагает активист.
«Практика реализации Генплана в части транспортной инфраструктуры показывает, что его реализация опаздывает обычно на 10 – 15 лет. Из нарисованных в плане магистралей и развязок выполняется процентов 10 – 20», – подчеркивает специалист.
В целом слушания в Генплан проводились исключительно для того, чтобы вписать в Генплан проект «Аэроэкспресса», Восточный скоростной диаметр (ВСД) и 14 "миллиметровых" корректировок, уверен Беляев. «У властей была поставлена конкретная цель, а посторонние поправки были ни к месту. В лучшем случае их детально будут рассматривать разве что при разработке нового Генплана в 2018 году», – резюмирует он.
Екатерина Кураева, Айгуль Абдуллина, "Фонтанка.ру"