Пока аттестационная комиссия Министерства образования решает, допускать ли и.о. ректора Университета имени Герцена Сергея Богданова до выборов, в СПбГУ по его душу пришли оперативники экономической полиции. Кто-то видит за этим чуть ли не руку Николая Кропачева, кто-то — последствия поддержки инициативы по Исаакию Василия Кичеджи.
Вторые за год выборы ректора в педагогическом Университете имени Герцена под угрозой срыва. И снова из-за аттестационной комиссии Минобра. В марте прошлого года она не допустила до вузовской конференции двух из четырех кандидатов — их просто сняли без объяснения причин. Потом от выборов отказался самовыдвиженец — единственный из претендентов, кто не был сотрудником вуза. В итоге выбирать стало не из кого.
В апреле этого года процедура зависла после представления кандидатов в Москве. Пока столичные чиновники думают о достоинствах и недостатках главного претендента на кресло ректора — нынешнего исполняющего обязанности Сергея Богданова, – в Петербурге его прошлым заинтересовались в экономической полиции.
На пост главы педагогического университета, помимо Богданова, которого выдвинул научный совет и поддержали все подразделения, претендуют еще двое. Международный отдел выдвинул и. о. проректора по международному сотрудничеству Юлию Комарову. Ее, отметим, на этот пост поставил Богданов. Третьим идет самовыдвиженец – начальник управления по связям с общественностью Андрей Тумалев.
Все они, по информации "Фонтанки", в 20-х числах апреля поехали на аттестационную комиссию в Министерство образования. Там каждому претенденту уделили три минуты и задали пару вопросов. После этого в закрытом для претендентов режиме прошло совещание. В вузе, основываясь на предыдущем опыте, полагали, что Минобр примет решение за один день. И даже назначили предварительную дату выборной конференции — 11 мая. Но решения нет до сих пор.
Как рассказали потом коллеги Сергею Богданову (а он поведал «Фонтанке»), на совещании в министерстве его бывший коллега и глава СПбГУ Николай Кропачев якобы выступил с особым мнением. И оно было не в пользу бывшего декана филфака главного петербургского университета (а до педуниверситета Сергей Игоревич занимал этот пост более десятка лет).
Богданов уверяет, что в октябре 2016 года, когда он переходил в Герцена, с ректором альма-матер расстался в добрых отношениях — Кропачев его пригласил, поздравил и выразил пожелание о дальнейшем теплом общении. Оно и продолжалось до марта 2017 года. Тогда Богданов в последний раз перед совещанием видел главу СПбГУ лично. Ничего, как говорится, не предвещало.
Сам Сергей Игоревич видит в произошедшем только одно — за шесть месяцев к нему в вуз из большого университета перешло порядка 40 преподавателей, утверждает Богданов. А просилось якобы еще больше. Причем Кропачев, утверждает он, запретил совмещения своим подчиненным именно в Герцена.
В СПбГУ полагают, что задержка с аттестацией Богданова связана не с мнением их руководителя, а с нарушениями, который бывший декан совершил до перехода в педагогический.
Собеседники "Фонтанки" говорят, что за сутки до совещания к руководству СПбГУ подошли федеральные чиновники и стали строго спрашивать, почему вуз не обратил внимания на финансовые деяния декана филфака перед уходом в Герцена. Петербуржцы парировали, что за все нарушения Сергей Игоревич понес дисциплинарные наказания. «А почему в полицию не обращаетесь? Укрываете?» – допытывались у представителей СПбГУ. А потом перешли к намекам на то, что органам нужно помогать, а то могут ведь и на «Фонтанке» появиться заголовки, что в ведущем вузе Петербурга проводятся выемки.
Суть намеков в университете поняли, когда в конце апреля к ним пришли представители прокуратуры ( в городском ведомстве этот визит опровергают, полагая, что либо это были москвичи, либо вообще кто-то из СК. – Прим. авт.). Визитерам по их просьбе якобы показали документы, мотивирующие пятимиллионную выплату Сергею Богданову за неотгулянные за двадцать лет работы в СПбГУ отпуска, бумаги на сдачу в аренду помещений филфака на Васильевском и по ряду вопросов финансовой деятельности подразделения.
Не ожидая результатов проверки, вуз собрал сам все выявленные нарушения и подал заявление в ГУ МВД по Петербургу и области. Эту информацию «Фонтанке» официально подтвердили в пресс-службе СПбГУ.
Документы на доследственную проверку передали в экономическую полицию главка. Всего в работе находится три эпизода о возможном злоупотреблении при расходовании бюджетных средств.
Стоит отметить, что не только столичные намеки привели вуз к заявлению. С середины марта интернет-приемную СПбГУ буквально завалили жалобами на ушедшего полгода назад Богданова. Было там и про сниженные из-за его выплаты в пять миллионов зарплаты сотрудникам филфака, и вопросы по ранее работавшему в здании филфака ресторану, и совсем уже анонимки про казнокрадство. На все обращения (ну кроме анонимок) вуз обязан ответить. Таким образом также была собрана бумажная масса для полиции.
В кругах ответственных за высшее образование в Петербурге в связи с вышеприведенной аномалией выдвинули вторую, конспирологическую версию проблем Богданова. Жалобы появились одновременно с шумным увольнением и.о. ректора Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица Василия Кичеджи. За два года работы в «Мухе» он больше всего запомнился инициативой письма ректоров в поддержку передачи Исаакиевского собора РПЦ. Вместо одобрения документ вызвал отторжение не только у противников передачи, но и у властей. А сам Кичеджи назвал письмо непосредственной причиной своего увольнения. По словам Богданова, которого называют союзником Кичеджи в этом вопросе, письмо он не подписывал, но выпустил свое письмо в поддержку возвращения Исаакия в лоно церкви. А предположения, что его нынешние проблемы связаны именно с этим документом, считает надуманными.
Сергей Игоревич вообще выглядит спокойным в пока своем ректорском кабинете. Он уверяет, что ждет решения аттестационной комиссии к концу мая. И о плохом не думает.
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»