Новую развязку Дунайского и Пулковского проспекта 24 апреля открывали губернатор Георгий Полтавченко и замминистра транспорта Николай Асаул. Три недели спустя развязку для себя открыла ФСБ.
Утром 16 мая оперативные группы ФСБ зашли в офисы Дирекции транспортного строительства и ЗАО «Пилон». Кроме кабинетов чекисты посетили построенный за 11,5 миллиарда рублей и недавно открытый путепровод на Дунайском проспекте. Чекисты предполагают, что часть этих денег в ходе строительства могла быть украдена.
Ровно в 10 часов утра оперативные группы управления ФСБ, по данным «Фонтанки», зашли в кабинеты Дирекции транспортного строительства в Нейшлотском переулке, дом 8, в офис ЗАО «Пилон» на Воронежской улице, дом 5, и в ООО «Стройконтроль 2018» на Звенигородской улице, дом 22, а также на строительную площадку. «Фонтанка» узнала суть интереса чекистов – это госконтракт на строительство путепровода Дунайского проспекта. ДТС – технический заказчик, «Пилон» – подрядчик, «Стройконтроль 2018» – подконтрольный Минтрансу независимый контролер.
Как узнала «Фонтанка», мероприятия проводят оперативники Службы экономической безопасности и Транспортной службы регионального управления ФСБ. Формально действие проходит в рамках доследственной проверки и называется «обследование помещений, зданий, участков местности». Фактически это деликатно поименованный обыск. Предмет интереса правоохранителей – документы, связанные с производством и приемкой работ по строительству транспортной развязки на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе.
Контракт общей стоимостью более 11,5 миллиарда рублей был заключен с «Пилоном» в декабре 2013 года. По проекту «Ленгипротранса» основную часть работ исполняли связанные с «Пилоном» субподрядчики: «Ювенал», «ТехИнжСтрой», «СМУ-303», «Юррос». Торжественное открытие состоялось 24 апреля 2017 года: первыми по мосту проехали Георгий Полтавченко и Николай Асаул, который назвал путепровод «подарком городу» и «архитектурным шедевром».
По информации «Фонтанки», чекисты предполагают хищение. Якобы расценки на конструктивные элементы были применены «некорректно», расценки на работы по устройству пилонов и вантовых систем завышены, ряд работ заменены на более дорогостоящие без необходимых экспертиз, согласований и изменений в проектной документации, часть принятых заказчиком работ фактически исполнена не была.
Собственник «Пилона» Мевлуди Блиадзе на звонок «Фонтанки» не ответил.
Заместитель директора ДТС Андрей Самарьянов, который курирует вопросы дорожного строительства (и развязки Дунайского проспекта в частности), сообщил, что ему о визите правоохранителей ничего не известно: «ФСБ в дирекции? Ничего об этом не знаю, я в отпуске».
Заметим, что «Пилон» традиционно является одним из крупнейших подрядчиков ДТС, подведомственной комитету по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году ДТС заключила с «Пилоном» контрактов на 11,2 миллиарда рублей, в 2016 году – на 517 миллионов рублей, в 2017 году – на 890 миллионов рублей. Среди крупнейших объектов, помимо развязки на Дунайском, значатся Тучков и Серный мосты, а также набережная Фонтанки. Именно «Пилон» стал генподрядчиком на строительстве Яхтенного моста — дорогого подарка городу от самых статусных подрядчиков.
В руководстве "Пилона" – сразу несколько бывших руководителей транспортного сегмента в городском правительстве. Президентом компании является экс-глава КРТИ Владимир Дедюхин. До этого он также был заместителем Игоря Албина, когда тот возглавлял Минрегион. Директор "Пилона" Владимир Шмидт занимал должность зампредседателя КРТИ, главы ДТС, прерываясь на работу в должности технического директора "Пилона".
В КРТИ факт проведения оперативных мероприятий в ДТС подтвердили, но не сочли возможным комментировать действия правоохранителей. В день сдачи путепровода на Дунайском проспекте в тестовую эксплуатацию в КРТИ сообщали, что «замечаний к "Пилону" нет, генподрядчик вписался в указанную сумму, но балансовая стоимость дорожной новостройки пока не сводилась».
Строительство развязки на Дунайском велось за счет сразу двух бюджетов — городского и федерального. Как уточняют в КРТИ, на сегодняшний день объект профинансирован на 9,8 млрд рублей — 5,8 млрд пришли из Москвы, остальное достали из петербургской казны. Еще в конце прошлого года общая сметная стоимость работ оценивалась в 12,3 млрд рублей, в исправленной версии Адресной инвестиционной программы значатся нынешние 11,6 млрд. Как ранее заявляли в Смольном, эта экономия позволила перебросить дополнительные средства на Серный мост.
Проблемы с развязкой начались еще на стадии планирования закупок. В январе 2013 года Алексей Навальный и проект «Муниципальная пила» подали жалобы на еще не объявленные тендеры КРТИ, среди которых была и развязка на Пулковском. Когда через год конкурс был-таки объявлен, на критерии оценки пожаловалась компания «Возрождение», которая не смогла предъявить в качестве аналогичных выполненных объектов свои стройки в Туркменистане.
Еще год спустя начались проблемы у одного из крупнейших субподрядчиков на объекте – «Мостоотряда-19», которые в итоге закончились уголовными делами и банкротством компании. По ходу дела выяснилось, что «Мостоотряд-19» причудливо распределял средства, полученные авансом от города, — в частности, 220 млн перечислил компании «Баэр финанс», которая также работала на Дунайском на субподряде. В марте 2016-го на стройку заявились сотрудники регионального управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД — их, как и теперь, интересовало расходование бюджетных средств на строительстве развязки. Тогда речь шла о вывозе грунта с площадки: стоимость транспортировки резко выросла из-за позиции комитета по природопользованию, и полиция пыталась выяснить, куда конкретно судбподрядчик отвозил мусор и землю.
Денис Коротков, Николай Кудин, "Фонтанка.ру"