Сейчас

0˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

0˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как -4

3 м/с, южн

740мм

83%

Подробнее

Пробки

5/10

Обратный отсчет пошел

1884
ПоделитьсяПоделиться

Время спорить, кому должен принадлежать Исаакий уходит — нужно думать, куда его перенести, пока творение Монферрана не рухнуло в мутные воды разлившейся Маркизовой лужи, говорят исследования ученых.

Недавние совместные исследования, проведенные российскими и шведскими учеными на шельфе восточной части Ледовитого океана, показали, что вероятность массового выброса в атмосферу газа метана, обладающего парниковыми свойствами, на порядок выше, чем предсказывалось ранее.

Если процесс разрушения донной многолетней мерзлоты будет продолжаться в том же темпе, что и в настоящее время, можно будет считать, что борьбу с ростом выбросов парниковых газов человечество уже проиграло, и главной задачей становится разработка методов компенсации нарастающих глобальных изменений климата.

В силу инерции климатической системы, и продолжающихся мощных выбросов парниковых газов нет оснований полагать, что процесс деградации вечной мерзлоты остановится, и выбросов метана в атмосферу станет меньше — наоборот, процесс раскручивается все активнее, и то что он происходит вдали от крупных мегаполисов никак не умаляет его опасности — мало того, именно в мегаполисах люди могут оказаться в наибольшей угрозе.

Особенно это касается жителей низин, прибрежных городов. Под ударом будут столицы прибалтийских стран — прежде всего Копенгаген и Рига, а также такие города как Гданьск, Клайпеда, Калининград и, конечно же, Санкт-Петербург.

Она тает!

В ходе упомянутых исследований ученые заново перебурили четыре скважины, которые впервые были пройдены в 1982 и 1983 годах, и на основе сопоставления реальных данных обнаружили, что за последние 30 лет скорость деградации составляет в среднем 14 см в год. Эти данные полностью опровергают бытовавшее ранее мнение, что разрушение мерзлоты, открывающее выход метана в атмосферу, займёт сотни и даже тысячи лет.

К сожалению, на основе целого комплекса исследований международная команда пришла к выводу, «что в некоторых районах Восточно-Сибирского шельфа кровля подводной мерзлоты уже достигла глубины зоны стабильности газогидратов, разрушение которых может приводить к массированным выбросам пузырькового метана».

Газогидраты — это относительно стабильные соединения метана с водой. Метан — это основная часть привычного нам «природного газа». В особых условиях, например при давлении в 25 атмосфер и в условиях достаточно низких температур, вода и метан образуют вещество, напоминающее бежевый лед или плотный снег.

Обычно газогидраты находят на глубинах больше 250 метров, но на арктическом шельфе и на прибрежной суше оказалось возможным существование газогидратов, образовавшихся в те древние времена, когда эти участки были на большой глубине, а затем законсервировались в вечной мерзлоте. Они могут оставаться стабильными длительное время, но при достижении нулевой температуры начинается неумолимый процесс их разрушения, и метан вырывается на свободу.

Стремящийся на свободу метан, СН4, весьма активный парниковый газ. По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата при ООН (IPCC) его активность как парникового газа в первые 20 лет после выброса в атмосферу в 84 раза больше чем у углекислого газа, и даже через сто лет она будет превышать показатели углекислого газа в 34 раза. То есть выбросы метана в атмосферу реально и эффективно будут стимулировать парниковый эффект на планете. При этом, чем больше метана будет выбрасываться в атмосферу, тем больше будет расти температура, и значит — его будет выбрасываться еще больше.

Выделение метана растет не только на арктическом шельфе. Газы вырываются и в тундре, образуя воронки большего или меньшего размера. По данным гляциологов Субарктического научно-учебного полигона, на Ямале неуклонно растет температура вечной мерзлоты – за последние 40 лет она поднялась с минус 8 до минус 3 градусов.

Подобная ситуация фиксируется не только на российском побережье. Проблемы с выделением метана в результате разрушения многолетнемерзлых пород и ледников характерна и для северного побережья Аляски, архипелагов Канады и в Гренландии. Усиливают опасность движения мощные торосы и айсберги, которые во время движения вспахивают морское дно на глубину в несколько метров, стимулируя выбросы метана, и его концентрация над водой превышает фоновые значения в 2-4 раза.

Недавние данные, полученные российско-шведской экспедицией, подтверждают опасения, которые высказал восемь лет назад другой научный коллектив. Специалисты из Канады, России и США тогда изучали естественные выделения метана восточной части арктического шельфа России, где обнаружили так называемые «плюмы» – зоны активного выделения этого газа из морского дна.

Тогда и были высказаны предположения, что реликтовые газогидраты находятся в пограничном состоянии, и уже начинают разрушаться. Поэтому можно считать, что человечество уже проигрывает борьбу с выбросами углекислоты в атмосферу. И хотя опускать руки нельзя и с выбросами надо бороться – но нужно уже думать о том, каковы будет последствия грядущего стремительного изменения климата.

От коровы до плиты

Углекислый газ и его выбросы – наиболее раскрученная в СМИ тема, но специалисты призывают обращать внимание на проблему роста концентрации метана в атмосфере. Если забыть об этом, отмечают климатологи, то глобальное потепление будет продолжаться, несмотря на все попытки ограничить выбросы собственно углекислого газа.

Прежде всего, метан выделяется из самых разных источников. Это и кишечные процессы в желудках крупного рогатого скота (тут не стоит смеяться — скотины много на планете), и утечки при добыче нефти и газа, и, что важно — глобальные процессы гниения. Ведь всё живое в естественном состоянии после смерти в итоге превращается в том числе в этот самый простой кирпичик органического мира.

Однако метан не так прост, как кажется. Прежде всего нужно учитывать, что не только он сам экранирует тепловое излучение от Земли в космос — он, поднимаясь к границе стратосферы под действием ультрафиолета вступает в целую цепочку химических реакций, в результате чего образуется тот же самый углекислый газ, который медленно размешивается в атмосфере потихоньку оседая. Так метан способствует росту углекислого газа без выбросов из автомобилей или топок электростанций. Точнее — это неявный его источник, о котором мало говориться.

Самое неприятное — современная наука не может четко описать все механизмы появления метана в атмосфере, и его суммарного взаимодействия с другими парниковыми газами. Многое известно — но еще больше вопросов, что настораживает специалистов — в истории наблюдений уже были неожиданные скачки концентрации этого газа и странные остановки роста его содержания, совершенно необъяснимые на нынешнем уровне знаний.

Напрасные надежды

В течении нескольких месяцев политики ряда стран — в том числе известных автопроизводителей, таких как Великобритания и Франция, заявили, что к 2040 году полностью прекратят выпуск машин на углеводородном топливе. Заявления яркие, но насколько такие меры могут помочь сокращению выбросов той же углекислоты не совсем понятно.

Мировой автопарк в 2010 году достиг уровня в 1000 млн единиц. В 2014 — он уже превысил 1200 млн единиц, и предполагается, что к 2035 году он составит 2000 млн автомашин. Однако по мнению Green Car Congress, всего 2,5 процента из них будут полностью электрическими, или работать на топливных элементах, еще 8 процентов гибридно-электрическими или использовать природный газ.

В 2016 году было продано во всем мире 88,1 млн легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей. При этом, согласно самым оптимистическим прогнозам, доля рынка электрокаров к 2030 году составит 30 %, что конечно гораздо больше чем сейчас, но не настолько, чтобы изменить кардинально баланс выбросов в атмосферу.

Тем более, что расцвет электрокаров будет начинаться в развитых странах мира, где они просто займут место старых бензиновых машин — а в развивающемся мире, где и наблюдается самый активный прирост автомобилей, будут рады как раз более дешевым бензиновым и дизельным машинам.

К сожалению, инициативы развитых стран, в первую очередь скандинавских и Финляндии, в области контроля за выбросами парниковых газов в обозримом будущем не найдут поддержки в глобальном масштабе. Сотни миллионов людей хотят как раз увеличивать свое потребление, и к предупреждениям ученых относятся крайне скептически.

Разумеется, привычный стиль жизни не поменять в одночасье, однако нужно хотя бы начать планирование своих действий в случае тех или иных неблагоприятных сценариев — тем более, что уже есть общедоступные расчеты, о которых писала «Фонтанка». Изменения климата уже все чувствуют на себе. Говоря образно, время спорить, кому должен принадлежать Исаакий уходит — нужно думать, куда его перенести, пока творение Монферрана не рухнуло в мутные воды разлившейся Маркизовой лужи. Обратный отсчет уже пошел.

Константин Ранкс, специально для «Фонтанки.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close