Чиновники придумали новые методы регулирования Интернета, которые могут создать серьезные неудобства сотовым операторам и интернет-провайдерам. За попыткой сделать из Всемирной паутины аналог газовой трубы просматриваются интересы «Ростелекома».
Проект поправок в закон «О связи» был опубликован на портале раскрытия информации еще 15 августа. В нем Минкомсвязь предлагает новые способы контроля над инфраструктурой Интернета. В частности, чиновники хотят запретить иностранцам владеть долей более 20% в так называемых точках обмена трафика. Собственников интернет-инфраструктуры также обяжут исполнять «закон Яровой» и хранить проходящую через них информацию.
Само понятие «точки обмена трафиком» сформулировано довольно расплывчато. Это «технологическая система, обеспечивающая подключенным к ней сетям передачу трафика между ними в Интернете», говорится в документе.
По словам экспертов, такие точки — один из ключевых объектов Всемирной паутины. «Инфраструктуру Интернета можно сравнить с железной дорогой. Есть пути, а есть транспортные узлы, где они пересекаются. Небольшие операторы могут их арендовать. Но у всех крупных игроков она своя», – комментирует глава агентства Telecom Daily Денис Кусков.
Физически точка обмена трафиком — это дата-центр, куда сходится оптоволокно. «Например, заходит кабель из-за рубежа и расходится по локальным сетям», – объясняет ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Крупных узлов в России около десяти, мелких значительно больше, отмечает он.
Желание контролировать эту инфраструктуру ожидаемо, считают эксперты. «Наши власти хотят выстраивать интернет-инфраструктуру по типу газовой трубы, чтобы иметь возможность в случае чего перекрутить вентиль. Они исходят из того, что воздействовать на российскую компанию проще, чем на не российскую, поэтому ограничивают иностранное участие», – говорит Денис Кусков.
Крупнейшей точкой обмена трафиком в России считается MSK-IX, подконтрольная «Ростелекому». Но присутствуют и иностранные игроки — например, британская Ixcellerate.
Однако под определение точки обмена трафиком попадают и сотовые операторы, и интернет-провайдеры. Для них исполнение закона чревато серьезными проблемами, поскольку многие имеют иностранный капитал. Так, 25% «Мегафона» принадлежит шведской TeliaCompany Group, 100% «Вымпелкома» – зарегистрированной в Нидерландах Veon, 55% Tele2 – нидерландской Tele2 Russia Holding AB, в которой у ВТБ – 50%, у Invintel B.V. Алексея Мордашова – 40%, а еще 10% принадлежит банку «Россия» Юрия Ковальчука. У МТС 39,17% акций – это американские депозитарные расписки, торгующиеся на бирже США. Один из крупнейших интернет-провайдеров «Эр-Телеком» (бренд «Дом.ру») на 100% принадлежит кипрской ER-Telecom Holding Limited. Они будут вынуждены либо изменить структуру собственности, либо отказаться от своих точек обмена трафиком и перейти на арендованные, считает Денис Кусков.
Сами операторы влияние на их бизнес данных требований не комментируют, ссылаясь на то, что пока в полной мере не изучили проект Минкомсвязи. Однако указывают на ряд других недоработок. «Предлагаемая норма об обязательном подключении операторов связи к точкам обмена трафика из реестра ГИС избыточна, противоречит экономической логике и может привести к необоснованным затратам операторов, так как предполагает вмешательство в экономические отношения хозяйствующих субъектов», – прокомментировали в МТС. В «Мегафоне» считают, что предлагаемое чиновниками регулирование не решает государственных задач и создает нагрузку для бизнеса.
Впрочем, на условиях анонимности участники рынка подтверждают опасения экспертов и даже называют возможного бенефициара поправок. «Нормы об ограничении иностранного владения в точках обмена трафиком 20% означают, что основные операторы мобильной связи в России не смогут владеть ими», – рассказал «Фонтанке» источник, близкий к «большой четверке». По его мнению, новая версия законопроекта разработана исключительно в пользу «Ростелекома», который является крупным владельцем точек обмена трафика. К его услугам придется прибегать тем, кто не сможет владеть собственными узлами.
По мнению Эльдара Муртазина, формулировки закона нуждаются в уточнениях. Например, пока не ясно, как применять закон к холдинговым компаниям, которые зарегистрированы на иностранное юрлицо, но при этом принадлежат российским предпринимателям. Куда более существенной проблемой является необходимость исполнять «закон Яровой», который предписывает хранить данные о переданной и полученной информации. «По сути участникам рынка придется сохранять один и тот же трафик два раза – как сотовым операторам и как владельцам точек обмена», – говорит эксперт. Но смысла в этом нет, так как данные в точках обмена, как правило, зашифрованы.
Ранее эксперты оценивали затраты на исполнение «закона Яровой» в 17 трлн рублей до 2019 года, а участники рынка в качестве возможных следствий предрекали подорожание услуг связи. «Может показаться, что суть новых поправок — это своего рода «слив» «закона Яровой». Власти осознали их неисполнимость и теперь доводят до абсурда», – комментирует Эльдар Муртазин.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»