В Петербурге будут судить трех бизнесменов по делу о хищениях на космодроме «Восточный». Гигантская стройка была их последним шансом уберечься от претензий церковного банка «Пересвет».
Дзержинский суд Петербурга рассмотрит уголовное дело о мошенничестве на сто миллионов при возведении космодрома «Восточный» в Амурской области. Ключевую роль в подсудности сыграл банк «Пересвет», в котором нашлись пропавшие со стройки деньги. Судья ждал трех арестованных бизнесменов к 16 августа, но не учел просторы страны. Они еще скитаются по пересыльным поездам и тюрьмам.
Указ о создании «Восточного» Владимир Путин подписал в 2007 году. Он неоднократно подчеркивал важность первого в России гражданского космодрома, грозил посадками, лично принимал жалобы рабочих, скрепя сердце откладывал первый запуск и просил строить качественно.
Общий бюджет «Восточного» оценивается в 300 млрд. Исполнителем работ был выбран Спецстрой России, генподрядчиком – его филиал «Дальспецстрой».
Космодром собрал бизнесменов со всей страны. Небольшой контракт на 175 млн (по строительству пожарного депо) достался в октябре 2014 года компании «Трансинжиниринг» (ТИ). Ведущую роль в ней играли петербургские бизнесмены – гендиректор Николай Баланцев, его заместитель Павел Бартош и коммерческий директор Иван Локтев.
Контракт предусматривал жесткий контроль. Аванс мог составлять не более 30% (и без отработки ни копейки больше подрядчик получить не мог), перечисляться он должен был на спецсчет казначейства.
Авансовые 52,5 млн «Дальспецстрой» перечислил на счет ТИ, открытый в петербургском филиале церковного банка «Пересвет» (РПЦ покинула список аффилированных лиц только летом 2017-го).
С банком у «Трансижиниринга» была своя история. Компания брала кредит для пополнения оборотных средств под другие проекты и, как следует из обвинительного заключения, предпочла «Восточному», к которому было приковано внимание первых лиц страны, «Пересвет». Банку из аванса досталось 50 млн. Такая смелость может быть объяснена тем, что поручителями по кредитному договору были Иван Локтев и Павел Бартош. По мнению следствия, они не желали отвечать солидарно перед банком.
«Дальспецстрой» проявил щедрость и снова проавансировал ТИ, доведя сумму до 107 млн. Депо это не спасло. Прокуратура «Восточного» увидела очевидное и передала материалы в ФСБ. Сначала дело возбудили по статье 160 УК («Растрата»), потом переквалифицировали на мошенничество (159-я). Баланцев, Бартош и Локтев были арестованы в декабре 2016-го и помещены в СИЗО Амурской области. По версии следствия, ТИ вложил в депо только 6,7 млн рублей – шесть процентов от полученного.
Если верить фабуле обвинения, Локтеву, Бартошу и Баланцеву было с кого брать пример. Их дело – малая копия основного, по которому проходит бывший начальник «Дальспецстроя» Юрий Хризман. По версии СК, он злоупотребил полномочиями на 5,2 млрд рублей при использовании авансов по одиннадцати госконтрактам – денежные средства тратились не на стройку, а на погашение кредитов «Дальспецстроя».
По состоянию на январь 2017 года на месте депо (должно стоять с 2015-го) находился частично возведенный железобетонный каркас.
Бизнесмены вину на следствии не признавали. Их дело из Амурской области было направлено в Дзержинский суд Петербурга. Постановление об этапировании Баланцева, Бартоша и Локтева судья Владимир Васюков вынес в конце июля и ждал их к 16 августа. Но заседание не состоялось. Спешить ФСИН некуда, подсудимые еще в пути, мыкаются по этапным вагонам и пересыльным тюрьмам. В лучшем случае их довезут к началу сентября.
«Трансинжиниринг» признан банкротом. Госконтракт не уберег его от «Пересвета», который вошел в реестр требований кредиторов с претензией на 147 млн рублей.
«Восточный» продолжают строить. Владимир Путин отдал его под личный контроль Сергея Шойгу, а «Дальспецстрой» убран с проекта.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»