Санкт-Петербургский городской суд признал завышенными требования Ространснадзора к безопасности в метро. Предприятию Владимира Гарюгина дали отсрочку от терактов.
Как сообщает корреспондент «Фонтанки», поводом для спора 22 августа между ГУП «Петербургский метрополитен» и Ространснадзором в горсуде стала масштабная проверка всех станций после апрельского теракта.
Отсутствие аттестованного подразделения безопасности, профнепригодность службы контроля на метрополитене (она осуществляет фейсконтроль и при отсутствии полномочий осуществляет выборочный досмотр пассажиров), несертифицированное видеонаблюдение и другие нарушения привели к тому, что Ространснадзор вынес шестнадцать постановлений (с перечислением всех станций) о привлечении метро к административной ответственности по статьям 11.15.1 КоАП «Нарушение требований в области транспортной безопасности» и оштрафовал предприятие по каждому постановлению на 50 тыс. рублей.
Подземка обжаловала все решения в Ленинском райсуде. При рассмотрении первой жалобы из 16 – на фиксацию нарушений на станциях «Елизаровская», «Площадь Александра Невского-1», «Площадь Александра Невского-2» и «Адмиралтейская» – судья Ольга Ткачева сочла Ространснадзор правым. Метрополитен пошел еще выше и воспользовался правом второго пересмотра иска – в горсуде.
Сегодня представитель подземки просил отменить решение Ленинского суда на том основании, что Ространснадзор оперировал 410-м постановлением правительства, которое вступило в силу 14 апреля 2017 года, и привести в соответствие требования безопасности у метрополитена просто не было времени (проверка закончилась 28 апреля). Инспектор Ространснадзора уточнил, что проверялось соблюдение только тех требований, что были предусмотрены предшественником 410-го постановления – приказом Минтранса №130.
«Категории безопасности станциям присваивались в 2013-2014 годах, и с тех пор метро должно было провести оценку уязвимости, составить план реализации мер безопасности и внедрить его. На это давалось два года. В 2015-2016 годах всё должно было быть исполнено, – резюмировал инспектор Ространснадзора Смирнов. – Если же следовать логике метрополитена, то он еще два года может не исполнять требования, то есть оставаться небезопасным. Не дай бог, случись такая же трагедия, он скажет: «Не наша проблема, у нас план реализации – до 2019 года».
Горсуд все же встал на сторону подземки, отменил решение Ленинского суда и отправил дело на пересмотр.
Летом 2017 года на административную активность Ространснадзора начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин демонстративно ответил дискомфортом для пассажиров. На отдельных станциях их поставили в очередь на тотальный досмотр, вынуждали доставать ключи и мелочь, водили каждого третьего на рентген. И хоть в интервью «Фонтанке» Гарюгин пообещал внедрять жесткие меры на всех станциях, он отказался от этой идеи. Эксперимент был признан неудачным.