Частная трамвайная сеть в Красногвардейском районе все-таки не заработает в сентябре, как хотел Смольный. Концессионер жалуется на медлительность города, а эксперты не уверены, что подрядчик уложится в положенные сроки до ноября.
То, о чем «Фонтанка» недавно писала, ссылаясь на участников рынка, стало фактом. Транспортная концессионная компания отчаялась запустить в сентябре частный трамвай в Красногвардейском районе и обратилась в Смольный с просьбой согласовать им строительство участка до ноября. Планы чиновников дать старт проекту досрочно провалились.
Текст письма ТКК в комитет по транспорту появился на портале «ПитерТранспорт» накануне поздно вечером. В документе руководство компании просит продлить сроки ограничения движения по проспекту Наставников от Хасанской улицы до проспекта Косыгина до 30 октября. В самом комитете от любых комментариев отказываются: сроки строительства и запуска трамвая по частной сети содержатся в концессионном соглашении, значительная часть которого — коммерческая тайна.
В ТКК подтвердили, что письмо чиновникам направляли. При этом никакой драмы в произошедшем компания не видит. В конце концов первый этап работ, в соответствии с договором, должен быть выполнен через 17 месяцев после его подписания, т. е. крайний срок — как раз 30 октября. В эту очередь входит маршрут от «Ладожской» по проспекту Косыгина до Наставников и дальше на юг до Хасанской. Далее должен последовать второй этап — по проспекту Наставников до временного съезда перед Ириновским. В перспективный третий этап включен сам Ириновский проспект, Рябовское шоссе и улица Потапова.
Задумка Смольного, озвученная на внутренних совещаниях, состояла в том, чтобы по первым частным рельсам школьники и студенты поехали на учебу уже в сентябре. Но, как говорилось по другому поводу, «ваши ожидания — это ваши проблемы»; в данном случае это можно адресовать чиновникам, которые не озаботились своевременной передачей земельных участков под строительство сети. Задержки случались по ходу всего проекта; в частности, в мае не с первого раза удалось получить разрешение Госстройнадзора по проспекту Наставников. А по примыкающему к нему отрезку Косыгина до Передовиков вопрос не решен до сих пор, работы выполнены здесь только на 4%. В итоге почти целиком по первому этапу сделано лишь переустройство инженерных коммуникаций. Рельсы не положили и наполовину, контактную сеть только начали монтировать. Впереди еще остановки, фонари, светофоры, электроснабжение и благоустройство после строительных работ, общее выполнение пока застыло на отметке 29%.
ТКК говорит уже без обиняков: сентябрь — нереальный срок. При этом компания, похоже, так торопится, что даже не успевает оформить в Государственной административно-технической инспекции соответствующие распоряжения. Речь не о земляных или монтажных работах, разрешение Госстройнадзора само по себе заменяет ордер ГАТИ. А вот распоряжение на ограничение движения ТКК не оформила, так что за самовольно выставленные ограждения ей выписали штраф, он может составлять от 500 тысяч рублей до миллиона. Ограничения были введены с 3 июня на проспекте Косыгина от метро до Передовиков, для общественного транспорта расчертили выделенную полосу, а 16 августа этот режим продлили.
Виктор Орлов, координатор общественного движения «Город и транспорт», как раз никакой спешки не видит. «Получается слишком красиво: нам, мол, привозят уже белорусско-швейцарские трамваи, только вот с участками незадача, – говорит эксперт. – Если есть действительно зависшие в правовом смысле отрезки, ничего не мешало перегнать технику на те, по которым все разрешения уже есть, и выполнить их в полном объеме». По мнению аналитика, главная проблема все же с финансированием и с организацией работ. О проблемах основного субподрядчика, МК-20СХ, «Фонтанка» писала ранее, сейчас компания выполняет ограниченный объем по контракту. На стройке спешно задействовали другие компании. «Но техники мало, в основном это по-прежнему те же краны МК-20 СХ, – говорит Виктор Орлов. – Думаю, что и в октябре закончить первый этап не получится, ноябрь под вопросом».
Эксперт по общественному транспорту Анатолий Хозяинов рассказал, что город и концессионер долго решали, кто займется реконструкцией подстанций и как будет организована их работа, отсюда и задержка. Ранее «Фонтанка» уже писала, что в итоге эту обязанность возложили на «Горэлектротранс», так как троллейбусами в районе по-прежнему заведует он. Впрочем, городу придется за свои деньги разобраться и с 25-й тяговой подстанцией, чисто трамвайной.
Генподрядчиком на строительстве выступает «ЛСР-Строй», бывший глава которого Борис Мурашов ушел в отставку как раз во время коллизии с МК-20 СХ. Сейчас он является заместителем генерального директора «Группы ЛСР» и в этой должности фокусируется в том числе и на частном трамвае в Красногвардейском районе. «Уверены, что к началу ноября справимся, – говорит он. – Дата 1 сентября действительно была ориентировочной перед заключением концессионного соглашения, но само подписание затянулось на два месяца. Так что, если ориентироваться на прописанные 17 месяцев, до ноября у нас время есть». Проблемы с поиском адекватной замены МК-20 СХ он отрицает: «У нас работают авторитетные компании — Лендорстрой-2, НиК. И мы до последнего старались успеть к сентябрю. Но о чем можно говорить, если нам еще не все участки передали».
Это означает, что как минимум до конца октября местные жители будут пользоваться общественным траснпортом по временной схеме. С лета комитет по транспорту отменил трамвайные направления № 64 и 59, изменив маршрут 10-го трамвая и открыв временные направления: троллейбусное — (№ 22А «Хасанская улица — станция метро "Ладожская") и автобусное (№ 169А «Улица Подвойского — Ржевская площадь»).
Справка:
Смольный подписал концессионное соглашение с ТКК в мае 2016 года. Инвестор, по договору, проведет реконструкцию путей на правом берегу Невы и построит депо на территории недостроенного трампарка № 11. Общий объем капитальных вложений – 6,5 млрд рублей. Город со своей стороны уже выплатил один инвестиционный платеж в 400 млн рублей, по факту работ добавит еще 930 млн рублей. Затем сеть передадут ТКК в концессию на 30 лет. Общие расходы на эксплуатацию и закупку трамваев (компании Stadller) оцениваются в 33 млрд рублей. ТКК исходит из того, что годовой пассажиропоток составит 33,2 млн человек. Если загрузка окажется меньше, город будет выплачивать за каждого неперевезенного человека субсидию.