Музей блокады с VIP-входом и рестораном

6008
ПоделитьсяПоделиться

«Фонтанка» присмотрелась к архитектурным проектам нового музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда»

В скором времени берег на излучине Невы ниже по течению Смольного собора изменит привычные очертания. Внутри петли левобережной развязки теоретического Орловского тоннеля появится новое здание, предельной высотой 25 метров. В нем разместится новый музей «Оборона и блокада Ленинграда».

Конкурс на разработку концепции объявили весной, в шорт-лист вошли девять архитектурных бюро — не только российских, но и иностранных: из Финляндии, Норвегии и Германии, причем последнее в ситуации со строительством объекта такой тематики некоторым горожанам уже показалось неоднозначным.

Не менее странными могут показаться и некоторые пункты задания: на той части, куда доступ посетителей ограничен, предполагается «зона приемов» с ресторанным залом и оговорена возможность организации отдельного от основной экспозиции и основного потока посетителей входа, «возможно, с отдельным подъездом и парковкой» — что в понимании некоторых архитекторов воплотилось в VIP-вход. Кроме того, зона питания в Музее блокады подразумевается конкурсом и в открытой для посетителей части здания.

Но на это участники конкурса повлиять особо не могли — им оставалось лишь трактовать задание по-своему. Результаты представили на выставке, которая открылась 25 августа в Конюшенном ведомстве. Побывать на ней может любой желающий бесплатно, до 10 сентября. Впрочем, победителя назовут уже 8-го.

Экспозицию открывает проект петербургской Архитектурной мастерской Мамошина — тяжелое массивное здание, окруженное колоннадой, каждая опора которой увенчана датой. «Метафора крепости, окруженной рвами-каналами, заполненными водой, – основа генерального плана», – поясняют авторы концепции, среди основных источников которой также – 10-конечная звезда орденов Александра Невского, Кутузова, Нахимова, Великой Отечественной войны и Победы. 29 колоннам, окружающим здание, соответствуют 29 месяцев блокады, 124 неделям — 124 замковых камня, 878 блокадным дням — 878 окон. Здание имеет три надземных уровня и два подземных, в центре зала памяти установлен обелиск-метроном.

Архитектурная мастерская Мамошина, Санкт-Петербург, Россия;

ПоделитьсяПоделиться

На контрасте с мрачным зданием-крепостью соседний проект «Реквием» финского архитектурного бюро «Лахдельма & Махламяки» выглядит легким, современным и торжественным — настолько, что кажется, будто это роскошный концертный зал. Описание проекта размещено так высоко на стенде, что человек среднего роста без бинокля прочтет только несколько пунктов концепции, из которых узнает, что здание планируется поместить в центр озелененной возвышенности. «Дикий луг на холме скрывает объемы здания», – сказано в описании проекта. Вход и выход осуществляются через мемориальный парк. На нулевом уровне, не покупая билет, посетитель может посмотреть временные экспозиции, а также... бар и кафе. На первом этаже, согласно плану, располагаются VIP-залы с приемной зоной, читальным залом и террасой, на втором — выставки на открытом воздухе и смотровая площадка с видом на город. Фасад здания покрыт металлической сеткой с эмалью и позолотой. Во внутреннем оформлении использован фарфор. На погруженных в землю этажах размещены вестибюль, учебный и многофункциональный центры, а также основная экспозиция. К чести архитекторов, этот проект при всей своей футуристичности вписывается в окружающую застройку района, не портя вид на Смольный собор (по крайней мере, так кажется, глядя на картинки).

Архитектурное бюро «Лахдельма & Махламяки», Финляндия.

ПоделитьсяПоделиться

Следующий проект — основного фаворита конкурса (за него на первом этапе было отдано большинство голосов жюри), архитектурной мастерской «Студия 44». Основное отличие концепции с названием «Выстоявший город» — нескольких блоков на поверхности, имеющих свои названия: «Огонь» (в его подвале находится бомбоубежище, над ним зависли «падающие» прямо на посетителей бомбы), «Культура и наука» (музыка, изобразительное искусство, театр, архитектура, слово, гуманитарные науки, пищевая промышленность, медицина...), «Скорбь», «Холод», «Производство» и «Быт» (там размещена модель квартиры, выставки о МПВО, уборке города, социальных учреждениях, инженерии...). Сильное впечатление оставляет изображение блока «Голод», посредине которого в единственной витрине находится только кусок хлеба — и над ним визуально теряющийся в огромной высоте потолок. Все эти блоки стоят на возвышенности, внутри которой «спрятана» основная музейная часть. С другого берега проект смотрится приемлемо за счет того, что он визуально «разбит» на фрагменты-блоки.

Архитектурная мастерская «Студия 44», Санкт-Петербург, Россия;

ПоделитьсяПоделиться

Проект архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» имеет форму стрелы, пронзившей тяжелый каменный блок, «грубо, зримо» осевший на берегу Невы. Это здание-испытание не только по визуальному образу, но и по сути, что подтверждает описание проекта: «Преодолевая почти неощутимый уклон непрерывной ленты единого музейного пространства, распластанного под тяжестью нависающих плит покрытия, посетитель сможет почувствовать мучительную длительность блокадного времени, голода, бомбардировок, постоянных обстрелов». Впрочем, пока к работе представлено мало текстовых справок, возможно, их появление изменит представления о нем.

Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», Санкт-Петербург, Россия;

ПоделитьсяПоделиться

Работа московского проектного института «Арена» представляет собой стеклянный куб, спрятанный за щитами, расставленными в форме круга. В нем четыре этажа: на первом — буфет, открытая галерея, конференц-залы, временные экспозиции и сувенирная лавка, на втором – постоянная экспозиция, на третьем — зона приемов, архив и библиотека, кабинеты, на четвертом — зоны экспозиций Института памяти и смотровая площадка. Наравне с финским, этот проект прошел в конкурс с самым низким результатом.

Проектный институт «Арена», Москва, Россия;

ПоделитьсяПоделиться
Проект участников из Германии – Архитектурного бюро Томаса Херцога — труднозабываем, но и еще более трудно представим на невских берегах: это визуально громоздкое сооружение с расширяющейся к небу крышей бурого цвета. У здания три подземных и четыре надземных этажа (в том числе подземный гараж и технические помещения). Для VIP-персон сделан отдельный вход. Фасад выполнен из кортеновской (ржавой) стали — в этом и есть секрет необычного цвета (большинство проектов на выставке — белые или серые). От здания концентрическими кругами расходятся сады.
 
Архитектурное бюро Томаса Херцога, Германия;
Необычный проект предложило Архитектурное бюро «Снохетта» из Норвегии — авторы решили отказаться от единого массивного строения в пользу сада. Поэтому первое, что приковывает внимание на стенде, — это... капуста (исторический снимок огорода на Исаакиевской площади прилагается для пояснения задумки). «Вместо того, чтобы сконцентрировать все функции музейно-выставочного комплекса в одном здании, мы предлагаем разбить комплекс, разделив музей и связанные с ним функции на ряд монументальных фрагментов в границах участка», – поясняют создатели, добавляя, что парк и музей составят единое целое. Четыре здания здесь все же будет — музей, научно-исследовательский центр, смотровая и... ресторан. «Посетители идут следом за светом вверх, выше и выше, завершая путешествие на просторной террасе на крыше, откуда открывается потрясающий вид на мемориальный парк и Неву», – описывают внутреннее пространство музейного здания архитекторы. И с учетом акцента на естественное освещение, это вызывает опасение, что внутри музея будет слишком темно — чай, не в солнечном городе живем.

Архитектурное бюро «Снохетта», Норвегия;

ПоделитьсяПоделиться

Ну и, наконец, два последних проекта на выставке. Первый разработало петербургское бюро «А.Лен» – его отличает грандиозный амфитеатр, выходящий на Неву (точнее, на трассу на набережной, что несколько снижает притягательность этого факта), на котором размещены орудия и могут сидеть люди — открытая экспозиция ПВО. Ступени идут с крыши в направлении центра города, выводя посетителя на мемориальную площадь и к мемориалу памяти. В здании три надземных этажа и два подземных, их белесый окрас и лаконичная архитектура с прозрачной стеной первого этажа со стороны входа напоминает многократно увеличенный павильон метрополитена — если бы не открытая лестница, ведущая на крышу.

Архитектурное бюро «А. Лен», Санкт-Петербург, Россия;

ПоделитьсяПоделиться

Замыкает выставку проект петербургского Архитектурного бюро Романова. Здесь акцент — на «супрематические прочтения» формы, как гласит информационный стенд. Соединенные друг с другом тяжелые кубы, расположенные на разных уровнях над землей, пронзены изнутри спиралью сквозного прохода — это, согласно замыслу, «образ города, сражающегося в кольце блокады» и, соответственно, «путь к победе и миру». Цвет отделки авторы соотнесли с цветом павильонов пискаревского мемориала. От здания отходит аллея, ведущая к ландшафтному мемориалу. Смысловым центром музея станет мемориальный зал с композицией из 900 гильз-свечей (установленных вертикально) и окружающих их символических теней погибших (схематичные ниши в стенах). 

Архитектурное бюро Романова, Санкт-Петербург, Россия;

ПоделитьсяПоделиться

Сразу после открытия выставки проектов для публики, туда хлынули неравнодушные посетители.

«Я смотрю в том числе, насколько здание будет красиво смотреться и с Невы, – поделилась своими соображениями с «Фонтанкой» экскурсовод Татьяна Лямина. – Когда ведешь экскурсию по воде, надо, чтобы все гармонировало. В этом смысле мне понравился финский проект. Но мне не понравилось, как они себе здание представляют внутри, потому что для экскурсантов очень важен и удобный доступ, и внутреннее содержание (а здесь огромные переходы), и то, как на выставке представлены объекты. В этом смысле меня приятно поразила «Студия 44». Я думаю, что многие будут голосовать за проект Мамошина, но он очень монументальный, очень мощный. Мне сказали, что высота здания будет 25 метров, и я все время соизмеряю, впишется ли оно на фоне Смольного собора. В принципе, все проекты очень интересны, выполнены с большим уважением, и каждый достоин быть осуществленным. Надо смотреть, какие капиталовложения и доступность».

Пожилые петербуржцы были более категоричны:

«Претенциозно, пафосно, лапидарно, мертво — больше слов нету, – возмутилась родившаяся в годы войны Анна Чернова, петербурженка в четвертом поколении. – Это убивает Петербург, Ленинград, здесь нет духа города. Все чуждо ему».

Ее мнение разделила Елена Малышева, глава региональной общественной организации «Охтинская дуга». По мнению активистки, от проекта нового Музея блокады в принципе стоило бы отказаться.

«Любой из этих проектов можно поставить в любом городе мира, – рассудила она. – А в нашем городе есть музей, который был в Соляном городке изначально — сейчас там остался только кусочек. И эти деньги можно потратить на восстановление музея в Соляном городке. Выделить средства на то, чтобы здания, которые имели непосредственное отношение к обороне Ленинграда, приспособили для филиалов Музея обороны и блокады Ленинграда, с конкретными функциями – допустим, блокадную подстанцию, трамвайный музей... Какой-нибудь из небольших корпусов, которые сейчас пытаются ломать, потому что они мешают новому строительству, приспособить как жилое здание, восстановить дух. Эти же здания не несут блокадного духа, они просто-напросто – урбанистика, глухая и жадная до денег, другого здесь нет».

Какой из проектов музея Блокады вам понравился больше?

Алина Циопа, 

«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close