На призыв режиссера Вырыпаева прекратить потакать государству, который сочли оскорбительным даже в опубликовавшем его «Снобе», многие деятели российской культуры ответили в духе: «А где нам тогда взять денег?». В сложных отношениях интеллигенции и власти разбиралась «Фонтанка».
Проживающий в Польше основатель театра «Практика» режиссер Иван Вырыпаев опубликовал в журнале «Сноб» предложение российским деятелям культуры по возможности отказаться от тесных контактов с действующей властью. Вскоре эта публикация была заблокирована изданием, а спустя еще какое-то время вновь открыта с уточнением, что «часть сотрудников редакции проекта «Сноб» остается при своей бескомпромиссной позиции, считая это письмо недопустимым, безответственным и оскорбительным».
«Фонтанка» поговорила с представителями российского культурного сообщества, которые ничего оскорбительного в тексте Вырыпаева не нашли. Правда, и с позицией известного режиссера согласились далеко не все.
Ахимса «по-вырыпаевски»
«Я, драматург и режиссер Иван Вырыпаев, в связи с арестом моего товарища и коллеги режиссера Кирилла Серебренникова, хотел бы обратиться к деятелям российской культуры», – с этих слов начинается открытое письмо Ивана Вырыпаева. Далее он пишет о недопустимости действий властей по отношению к худруку «Гоголь-центра», а также о том, что и действия защитников Кирилла Серебренникова «становятся трагикомическим явлением». «Большинство из вас продолжают снимать свои фильмы, ставить спектакли и получать дотации от Министерства культуры», – отмечает в своем открытом письме Иван Вырыпаев и добавляет: «Это, простите, действительно выглядит очень инфантильно».
Далее Иван Вырыпаев обличает «наследие» большевистского режима, и прямо называет арест Серебренникова – проявлением «сталинских методов» работы с несогласными. «И мы — деятели культуры — снова пишем эти свои письма, пытаясь объяснить власти, что они не правы, пытаясь добиться справедливости и уважения. Но к кому мы обращаемся и о чем мы просим?» – задается риторическим вопросом Иван Вырыпаев. «Это ведь то же самое, что просить у Сталина простить Мейерхольда», – идет на неочевидные для многих сравнения автор открытого письма, которое в настоящий момент продолжает распространяться по социальным сетям.
«Не «пиарьте» эту власть. Не хвалите ее, не ассоциируйте свое дело с делами этой власти, игнорируйте ее всеми возможными силами», – пишет Иван Вырыпаев, а затем предостерегает от насилия и переворотов. «Насилие, революции, госперевороты — ничто из этого не принесет нам счастье и не сделает этот мир лучше, но отказ поддерживать насилие гарантированно принесет положительный результат», – уверен автор открытого письма.
В разговоре с «Фонтанкой» Иван Вырыпаев несколько раз подчеркнул, что он не призывает отказываться от государственного финансирования различных культурных проектов. «Я не призываю людей не брать деньги у Министерства культуры, – говорит режиссер. – Просто, когда вы берете эти деньги, надо понимать, что вы ставите себя в зависимое положение».
«Речь идет о всеобщем пробуждении, – уточняет Иван Вырыпаев. – Если мы неравнодушны к тому, что сейчас происходит в стране, то мы должны взять ситуацию в свои руки. Я не призываю ни с кем бороться, но в наших силах говорить нашим детям, нашим студентам, нашим зрителям то, что мы считаем нужным», – поясняет свою позицию режиссер, а потом рассказывает о практике Махатмы Ганди и напоминает о древнеиндийском термине «ахимса», который означает образ действий, при которых первым требованием является отказ от насилия.
О необходимости диалога с государством
Позицию Ивана Вырыпаева разделяют далеко не все деятели российской культуры. О необходимости диалога не раз говорил режиссер Александр Сокуров, чьи обращения к власти и профессиональному сообществу каждый раз вызывают в обществе серьезный резонанс. Коллега петербургского мэтра из более молодого поколения российских кинорежиссеров Алексей Герман-младший приводит сразу несколько примеров, когда коммуникация деятелей культуры с государством дает положительный результат.
«Я, например, состою в Совете по культуре РФ при президенте и пытаюсь донести свою точку зрения», – делится своим опытом кинорежиссер Алексей Герман-мл. «Иногда меня слышат, иногда – нет. Я видел множество примеров, когда на этом Совете тот же Гергиев, например, останавливал какие-то вредные для развития музыки чиновничьи инициативы. И как без этого?» – высказывает свою точку зрения режиссер, а потом вспоминает случай из истории его семьи: «Мой дедушка, крупный советский писатель, очень честный человек (Юрий Павлович Герман (1910 – 1967) — писатель, драматург, киносценарист. – Прим. «Фонтанки»), по сути, спас карьеру Алексея Баталова. Когда над артистом нависла серьезная угроза, дедушка чуть ли не на партийном собрании очень ему помог. Это ли не взаимодействие с властью? Иногда для того, чтобы хоть что-то происходило в стране хорошего, приходится говорить с чиновниками», – считает Алексей Герман-мл.
«Жест Ивана очень красивый, но эта позиция далека от жизни, – рассуждает кинорежиссер. – Люди будут поступать так, как считают нужным. Найдутся и сторонники, и противники нынешней власти, найдутся и те, кто будет ждать от власти денег, и те, кто высказывает свою позицию от чистого сердца. Лично я ни в каких пропагандистских акциях не участвую, и в этом моя позиция близка позиции Ивана».
При этом режиссер особо подчеркнул, что не считает Кирилла Серебренникова виновным. «Я его знаю как человека порядочного. И я разделяю озабоченность многих людей теми связанными с позицией обвинения моментами, когда утверждается, что спектакля «Сон в летнюю ночь» не было. Этот спектакль был, его видели десятки моих знакомых и отзывались о нем с восторгом», – рассказывает Алексей Герман-мл. (подробнее об этом процессе читайте в статье «Отпустите меня, я кино снимаю» и других материалах «Фонтанки»).
Бойкот системы или переосмысление прошлого
Андрей Могучий, режиссер и художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова, называет открытое письмо Ивана Вырыпаева «честным и искренним высказыванием». Правда, в тексте этого письма худрук БДТ в первую очередь отметил для себя пожелание Вырыпаева подумать о прошлом страны и попытаться дать этому прошлому адекватную оценку. «Мы, я имею в виду страну, общество, действительно должны внятно и однозначно определить отношение к своему прошлому и в контексте выработанного отношения установить ясные правила игры и дать людям право выбора: жить ли им по этим правилам, соответствовать им или поступать как-то иначе: протестовать, уезжать и т.д. Реальность, в которой мы вынуждены жить и работать, напоминающая бои без правил, не способствует процветанию страны. Это правда», – считает Андрей Могучий.
Идеи Ивана Вырыпаева об отказе от взаимодействия в публичном пространстве с представителями власти худрук БДТ считает «утопичными» и «далекими от реализма». «Система финансирования искусства в нашей стране сложилась таким образом, что вне взаимоотношений с властью профессиональное искусство существовать не может. Если спросить: надо ли менять эту практику? Да. Методом революционных действий – нет», – рассуждает Андрей Могучий и продолжает: «Призывы к бойкотированию системы не кажутся мне действенными. Более того, приведут к расколу, раздорам и эскалации напряжения внутри культурного сообщества, которое только-только, во многом благодаря варварскому отношению системы к одному из его собратьев (я имею в виду Кирилла Серебренникова), делает первые шаги к определению своих суверенных границ».
Возможно ли независимое искусство в государственном театре?
Еще один театральный режиссер и худрук, художественный руководитель петербургского академического театра им. Ленсовета Юрий Бутусов уверен, что настоящий художник может плодотворно работать и при этом не контактировать с государством. «Я власть не поддерживаю и с ней не контактирую. С ней контактировать бессмысленно», – говорит Юрий Бутусов. «При этом я уверен, что государство обязано поддерживать художников вне зависимости от того, как они к нему относятся», – уверен худрук театра им. Ленсовета.
«Критическое отношение к себе, к власти, оно необходимо для нормального развития нашего общества. Больше всего меня печалит то, что у нас в стране стало очень много агрессии по отношению к инакомыслию, и складывается ощущение, что государство этому потворствует», – делится своими наблюдениями Юрий Бутусов. «Что же касается денег, то те деньги, которые получает наш театр от государства, они просто микроскопические, и говорить потом, что мы государству что-то должны, притом что мы создаем культурное поле для огромного числа людей, просто смешно», – рассуждает режиссер.
Россию ждет бум независимых театральных студий
Обязано ли государство давать деньги на культуру? У прозаика и публициста Дмитрия Быкова нет однозначного ответа на этот вопрос. «Я на собственном опыте знаю, что можно работать без всяких государственных грантов, – отмечает собеседник «Фонтанки». – Никто не мешает издавать книги за свой счет, а что касается театра, то пока еще у всех есть возможность поставить любой спектакль на одной из многочисленных независимых площадок».
«Хочу напомнить, кстати, что большинство советских театральных студий формировались без участия государства. Это потом они иногда получали площадку или нет, – говорит публицист и предрекает новый бум независимых театральных студий: – Форма государственного репертуарного театра сейчас, мне кажется, несколько устаревает. В конце концов, все великое русское театральное искусство ХХ в. выросло из самодеятельных студий, таких как Московский художественный общедоступный театр, студия Вахтангова, студия Любимова или студия Арбузова, которая в 1940 г. в разгар сталинских репрессий ставит «Город на заре» без всякой помощи и вмешательства государства», – приводит примеры независимых театральных сообществ прозаик и публицист.
Театральная забастовка или присяга на верность
Российский режиссёр театра и кино Владимир Мирзоев в разговоре с «Фонтанкой» сообщил, что внимательно изучил текст Ивана Вырыпаева и теперь готов выдвинуть встречное предложение. «Можно было бы объявить забастовку, пусть не безвременную, но общую. Нужно договориться, выбрать день, и в этот день все актеры всех театров просто не выйдут на площадки», – делится своими соображениями режиссер.
«Участие в такой акции смогут принять все без исключения представители театрального сообщества вне зависимости от политических взглядов», – уверен Владимир Мирзоев. «Я говорю так потому, что эта забастовка должна стать не политической акцией, а акцией в поддержку нашего коллеги Кирилла Серебренникова», – поясняет режиссер. «Важно забыть на время о своих личных убеждениях и проявить коллегиальную солидарность, если мы на это не способны, то и говорить тогда больше не о чем», – подводит итог своих рассуждений Владимир Мирзоев.
В заключение приведем текст, который опубликовал на своей странице в Фейсбуке кинокритик Юрий Богомолов (его сын, режиссер Константин Богомолов комментировать «Фонтанке» открытое письмо Ивана Вырыпаева отказался, сославшись на репетиционную занятость, а также на то, что текст этого письма еще не читал).
Итак, вот что пишет у себя на странице киновед: «Текст Вырыпаева и отклики на него отчетливо обозначили давно назревавшую коллизию. Режим возвел Стену, которая требует у творческой интеллигенции присяги на верность и на лояльность. Далее возможны варианты», – пишет Юрий Богомолов в Фейсбуке.
Упомянутые им «варианты» перечислены ниже: «Кто-то спешит с выражением верноподданических чувств к ней (то есть к Стене. – Прим. «Фонтанки») с готовностью ее укрепить. Кто-то напротив, готов биться о нее головой. Кто-то надеется прорыть под ней туннель. Кто-то полагает возможным просверлить в ней для своих нужд персональную дырочку. Как это было в случае с железным занавесом. Можно попробовать ее не заметить. Самая сладкая убежденность: можно подняться над Стеной и насылать Чуму по обе ее стороны», – перечисляет «варианты» один «краше» другого кинокритик Юрий Богомолов. «Вырыпаев же предложил творческой интеллигенции, как я понял, солидарно-моральный бойкот. А уж в каком формате он будет реализован -- это вопрос индивидуального выбора», – делает вывод российский киновед (орфография и пунктуация авторские. – Прим. «Фонтанки»).
Даниил Ширяев,
«Фонтанка.ру»